В Черногорию мы решили поехать, чтобы уже «хотя бы куда-нибудь», немного переключиться, поскольку уже несколько месяцев никуда не ездили.

Особого выбора куда поехать на этот раз не было — шенгенские визы закончились, новые сделать мы не успели. В общем, в Черногорию так в Черногорию. Почему нет.

Дальше короткий рассказ про нашу поездку, дорогу, погоду в Черногории в марте и про то, можно ли там в это время отдохнуть.

Подготовка к поездке

Вообще вся подготовка к таким поездкам у нас сводится к тому, чтобы решить куда именно (на этот раз Будва) и найти  подходящие апартаменты.

От друзей и знакомых я знаю, что квартиры с большими панорамными (обычно сдвижными) окнами, видом на море — все это скорее летние варианты.

Задача минимум была найти что-то с двумя спальнями, поскольку нас было 4 человека, и квартиру, в которой есть хоть какие-то радиаторы и полноценные стеклопакеты, чтобы не мерзнуть.

Выбрала вот эти апартаменты. Пыталась найти ближе к пляжу. Но уютнее и симпатичнее, чтобы с двумя спальнями и хотя бы одним радиатором не нашла уже ничего.

Вот и вся подготовка, сели и поехали.

Дорога в Будву

Это третья наша поездка в Черногорию, как и первые два раза — на машине. Хотя я и думала немного про поезд.

В первый раз мы ездили в Черногорию через Сербию, второй раз через Боснию. В первые два раза дорогу мы проезжали за один день. И на самом деле одним днем добираться тяжело.

От Нови-Сада до Златибора

На этот раз решили переночевать в Златиборе. Он примерно на половине пути.

В Златиборе мы ничего не бронировали. Я посмотрела как обычно на букинг и аирбнб, но ничего особенно не приглянулось, в итоге поехали без бронирования.

300 км. в день (дорога от Нови-Сада до Златибора) — по расстоянию это ерунда. И доехали мы хорошо. Хотя уже и ближе к вечеру, потому что выехали поздно.

Если говорить про дорогу, то от Нови-Сада до Белграда, естественно, по автобану. Дальше несколько десятков километров довольно узких дорог.

Потом почти 100-километровый участок нового, просто замечательного шоссе (по Сербии в сторону Черногории эту дорогу строят). Ну, и потом до Златибора еще немного узких дорог, по сути серпантин.

В Златибор мы приехали уже около 8 вечера. Прямо на въезде Софии понадобилось на горшок. И мы вот так, как бы вынужденно, остановились.

И оказалось, что остановились около туристического офиса, пока разглядывали их вывески, обнаружили там же и небольшой отель.

Офис туристической организации в Златиборе и отель.

Вот это место, помимо комнат, у них есть апартаменты с двумя спальнями. Апартаменты понравились, особенно Софии, оплата по количеству человек, 1900 динар за взрослого, дети — бесплатно. Остались.

Утро и вид с балкончика.

Утром немного погуляли по Златибору, он очень маленький. Вообще, Златибор — горнолыжный курорт.

Белые полоски на склоне — горнолыжные трассы на горе Торник под Златибором.

Сезон уже почти закончился. Но людей было все же еще довольно много.

Златибор — горы, сосны.

Отдохнули, едем дальше.

Дорога от Златибора до Будвы

Дальше тоже все было хорошо. После Златибора до границы с Черногорией уже нужно ехать в основном по серпантину. Но с новыми силами это не было так уж трудно. Намного легче, чем когда мы проезжали весь путь из Нови-Сада в Черногорию за один день.

Природа на юге Сербии очень красивая. Единственное, что меня во всей этой поездке удручало — мусор на обочинах, пластик в основном (пакеты, пластиковые бутылки). И я очень надеюсь, что когда-то с мусором все же проблема решится.

Дорога на юге Сербии, почти на границе с Черногорией.

Потом быстрый переход граница между Сербией и Черногорией, на все про все 5 минут. Времени, казалось, что у нас с запасом. Софии ехать уже надоело.

Поэтому мы заехали в городок Биело-Поле, это уже Черногория, пообедать и немного отдохнуть. Тут же сразу же нашлась детская площадка.

София на детской площадке.

В итоге остановка наша растянулась на целых 2 часа. Час на площадку, час на еду, потому что даже самая простая еда, типа какой-нибудь пиццы, в Черногории это не быстро.

Ресторан прямо рядом с большой площадкой.

Зато сразу после стало легче, потому что после такой прогулки София мгновенно заснула. И это было, в принципе, хорошо. Потому что дорога до Подгорицы там тоже горная, по сути серпантин. И со спящим ребенком в такой ситуации всем проще.

В итоге наша двухдневная дорога до Подгорицы показалась нам довольно легкой. Навигатор показывал, что в ехать нам чуть больше часа. Хотя по расстоянию километров 60. Но вот такие они скорости, по таким дорогам.

А дальше началось то, что мы никак не ожидали и про что я написала в своем Фейсбуке. Сразу после Подгорицы знаки показали ремонт дороги, съезд на объездную. И произошло то, что произошло. Рассказываю эту историю, чтобы было понятно, как ездить не надо.

Если читали это в моем ФБ, то можете и пропустить:

…Темно. Ливень. Туман. Узкая объездная по серпантину. Кое-где машины могут разъезжаться в один ряд. И так километры и километры.

Цепочки машин в обе стороны, сложенные зеркала и все равно на поворотах каждый раз на грани аварии.

И проблема в основном из-за того, что на светофорах, регулирующих одностороннее движение, многие черногорцы забивали на красный свет и продолжали ехать.Несколько мест — очень резко в горку.

Машины друг от друга очень близко. Приходится все время останавливаться, потом трогаться. Постоянные горки и повороты. Запах воняющего в машине сцепления. Но деваться некуда.

Потом мы поднялись еще выше. И попали по сути в ливневое облако.Столбиков, ограничивающих край дороги не видно совсем. Видно только, когда подъезжаешь вплотную. Противотуманные фары не помогают.

Серпантин, то есть дорога постоянно петляет и где-то там в тумане рядом обрыв.Перед нами никого. Зато за нами целая колонна. И желающих обгонять похоже нет.

Нащупывать дорогу можно только одним способом — смотреть на разметку под колесами. Так мы и делали. Сергей смотрит на разметку слева, я справа. Видимость метра 3.И все равно из-за поворотов машину сносит то на встречку, к обрыву, то влево к скале.

Навигатор с поворотами чуть-чуть помогает, но дышащая слева пропасть эту помощь почти обнуляет. Повороты мелкие, ориентироваться надо быстро.

Движение на время ремонта вроде односторонее, но перед глазами стоит картинка, как черногорские машины проезжают на красный. То есть там, на встречке, в любой момент может кто-то оказаться.

Минута за минутой, до Будвы какие-то километров 20, но вся эта нервотрепка еще похоже на час.

Потом машину почти бросает на камни — на дороге осыпь, огромные каменные валуны, которые в последний момент удалось чудом объехать.

У меня от испуга и нервного напряжения мат. У Софии слезы. Мы затормозили, несколько машин проехали вперед, и вот мы уже не первые.

Потом какой-то человек, ползущий по дороге. И что там в итоге случилось я так и не поняла… Но мне от этой картинки в памяти еще долго не избавиться.

Мама, которая ехала с нами, в итоге покрылась нервными пятнами, что с ней до этого происходило всего 2 раза в жизни, в самые трудные моменты.

Ну, а дальше мы просто приехали в Будву.

Где-то там под облаком наша вчерашняя дорога, под ливнями и туманами.

Будва

Про Будву в это время можно сказать только одно: она прекрасна. В марте дни могут быть уже теплыми и солнечными, но еще нет туристов.

Лето в начале марта? Почему нет.

Купаться еще рано. Но хотя Будва и ассоциируется у многих с пляжным отдыхом, туда вполне можно ехать ради прогулок по старому городу, да и просто так вообще, как и в любой другой европейский город — посмотреть.

Старая Будва вдали.

В Венецию мы ездили также примерно в это же время. И если есть желание увидеть Венецию, и так чтобы постоянно не пробираться сквозь толпу, то весна или осень — самое правильное время для поездки. То же и со старыми городами Черногории, на мой взгляд.

Узкие улицы старой Будвы.

Будва — старый европейский город, википедия говорит, что она основана 2500 лет назад, и это один из самых старых городов на побережье Адриатики. Правили здесь и римляне, и греки, и веницианцы.

До середины 80-х годов 20 века границы города были по сути очерчены границами старого города. За его пределами было не так уж много зданий — считанные десятки.

Строительный бум здесь начался не так уже давно, с развитием туризма. И сейчас старый город на фоне нового города уже кажется совсем маленьким.

Вид на старую Будву с цитадели.

Уже будучи в Будве, немного читая о городе, я узнала, что старый город был почти полностью разрушен во время страшного землетрясения 15 апреля 1979 года.

Эти были дни вокруг празднования Пасхи. И за 8 дней сейсмографическое оборудование зафиксировало 871 замлетрясение по всей территории нынешней Черногории.

И просто удивительно, как старые города здесь восстановили, не только в Будве. Следов того землетрясения осталось очень мало.

Старый город в Будве.

 

Погода в Будве в марте

Что касается погоды, то рядом с морем в межсезонье она, похоже, меняется довольно часто и резко. И, мне кажется, очень резко меняется давление. Но в целом в начале марта было ощущение весны, а иногда уже и лета:

Все уже цветет.

Первый день после нашего приезда был тихим и солнечным, температура была около 18 градусов, на солнце днем по ощущениям около 20 или даже больше.

Улица Ядрански пут, основное шоссе, которое проходит через Будву.

На следующий день погода резко испортилась и весь день шел дождь. Нам это отдых не испортило, потому что мы изначально понимали, что едем в межсезонье, и были готовы ко всем его особенностям.

Кроме того, удачная квартира (когда внутри тепло, красиво и за окном хороший вид) — уже решение проблемы.

София тоже быстро сориентировалась и сказала, что хочет полежать на диване «с видом на мультик». Для нее это на самом деле необычно. Телевизор у нас дома работает крайне редко.

На следующий день после дня дождей был штормовой ветер, то есть погода опять не очень. Но на следующий день опять светило солнце и было очень тепло.

Площадки. Ищем их везде.

Потом опять все по кругу: после солнечного дня был дождливый, потом в первой половине дня было солнечно, а к вечеру погода испортилась.

За неделю нашего пребывания в Будве было 2,5 дня солнечных. Остальное время было дождливо или ветрено.

Вид со Словенского пляжа, городского пляжа Будвы.

Нам это настроения не испортило. Когда погода была не очень хорошая, мы ездили в Котор, чтобы оформить визу.

Котор

В Которе мы уже были, но это все равно одно из любимых мест в Черногории:

Старый город в Которе.

Или просто ездили куда-то на машине. Или гуляли.

София.

Или были дома. Все равно в этот маленький отпуск не удалось приехать без дел и было чем заняться.

Пляжи без зонтиков и купающихся). Вид на пляжи Могрен 1 (ближе) и Могрен 2 (чуть дальше, за скалой).

 

Атмосфера в Будве в марте

Еще одно впечатление от Будвы: известно, что курортные города в несезон почти вымирают. Но в Будве нормально, город живет, пусть и не все работает.

Новая Будва.

Например, в соседних Рафаиловичах, куда мы приехали вечером, было даже как-то жутковато. Ясно, что в этих больших комплексах апартаментов на берегу в это время никого.

В прошлом году в апреле мы были в Херцег-Нови, там город в несезон так уж полностью не вымирает, но было ощущение, что он наполнен в основном местными пенсионерами. И если гулять по берегу — то видны еще местные школьники.

В этом смысле Будва все же больше похожа на город, который живет круглый год. Но при этом меня поразило — какая же она маленькая. Мы жили на противоположном краю Будву по отношению к морю, но если на машине — то проезжали город за 5 минут, а если пешком, то за 20-30.

?!

За неделю все улицы Будвы мы изучили вдоль и поперек. Вечером по дороге из магазина я уже начала предлагать Сергею — ну, давай проедем хотя бы по шоссе, чуть дальше, чтобы хоть как-то расширить наши перемещения.

В общем-то оно и понятно. Будва действительно очень небольшая, в самом городе живет около 10 тысяч человек, а в округе Будвы еще плюс 5 тысяч, то есть в общей сложности округ Будва — это 15 тысяч.

 

Дорога из Будвы в Нови-Сад

После нашей неудачной дороги в Будву, дорога назад беспокоила даже маленькую Софию. Она несколько раз спросила «не поедем ли мы опять через горы», потому что «было немножко страшно».

Обратно ехать тем же путем мы, конечно, уже не собирались. Знали, что поедем по берегу, «через туннель», как говорят про эту дорогу.

Навигатор Google уже также видно успел проанализировать информацию про ремонт дороги, по которой мы ехали в Будву. И теперь показывал, что по дороге вдоль берега быстрее.

В целом эта дорога гораздо лучше, особенно в марте. До Подгорицы это нормальное современное шоссе.

Шоссе в районе Подгорицы.

Но впечатления очень сильно зависят от времени года. Когда мы ехали этой же дорогой в прошлом году в августе, было сложнее — много машин, пробки. Одним словом — разгар туристического сезона.

В марте же просто красота. Машин мало, день был солнечным. Выехали из Будвы мы довольно поздно, около часа дня.

Все еще Будва. Перед выездом.

Сделали так сознательно, успели еще немного погулять, София еще немного поиграла на детской площадке на берегу моря. Поэтому по дороге назад она сразу же заснула.

По дороге назад мы восхищались черногорскими видами. Природа в Черногории невероятная — море, горы, ущелья, зеленые горные реки. Такая игрушечная, немного кукольная страна.

Свети-Стефан.

В какой-то момент мы поняли, что она потихоньку начинает превращаться в еще одно любимое место для поездок.

Море, горы — такая Черногория.

Златибор встретил нас свежим снегом. Всего через 7 часов на машине из лета в зиму. Очень необычные ощущения. Но ведь недаром Златибор — горнолыжный курорт.

Дорога в горы, вверх. И неожиданный снег.

Снег, когда он так не на долго, когда ты в горах, когда вокруг сосны — это красиво, необычно и приятно. Но только если снег — совсем ненадолго.

Снег в Златиборе.

Мы опять остановились в тех же апартаментах, утром слепили снеговиков, поиграли в снежки и поехали в Нови-Сад.

В Нови-Саде мы были около 3-х часов дня. И мне кажется, это первый раз, когда мы приехали из сравнительно дальней поездки днем, не устав, не на пределе усилий. И вообще-то это самое то.

По дороге назад София допытывалась, когда же мы наконец уже поедем куда-нибудь далеко, «хотя бы на самолете».

И мы окончательно поняли, что она растет совсем с другим отношением к поездкам и путешествиям, чем может быть мы когда-то. Для нее поездка в соседнюю страну — что-то совсем рядовое, хотя и веселое приключение.

Старый город в Которе.

Выводы

После каждой поездки все равно так или иначе делаешь для себя какие-то выводы. Вот мои после этой нашей поездки.

  • Черногория прекрасная для поездки страна, но для нас идеальная не в пиковый туристический сезон. На мой взгляд идеальное время для поездки конец мая, июнь, либо вторая половина сентября, октябрь. В пиковый туристический сезон Черногория очень сильно переполняется туристами, просто потому, что она очень маленькая.

 

Черногория без туристов — это просто супер.

  • За наши поездки мы побывали в разных черногорских городах. И мне не особенно нравится восточная часть страны, особенно ближе к Ульциню (хотя в деревеньке Добра Вода отдыхать в прошлом году было очень здорово). Но в целом я понимаю, что недаром именно Будва стала главным черногорским курортом — длинные пляжи, красивый старый город, все-таки какое-то ощущение простора и масштаба.

Вид с пляжа Плоче, рядом с Будвой.

 

  • Что касается дороги: если ехать зимой, весной или осенью, то от Подгорицы — только по дороге вдоль берега, через туннель. Летом дорога вдоль берега сильно перегружается, поэтому, наверное, лучше оценивать по навигатору.

 

  • А еще можно на самолете. Из Белграда лететь всего час. Но при большой компании на машине намного дешевле.

 

  • Выбор жилья: в сезон и несезон, на мой взгляд, критерии при выборе должны быть разные. Летом годится все, что нравится по картинкам. А в несезон есть большая вероятность, что в курортных квартирах (там где сдвижные окна, нет радиаторов и т.п) будет холодно, поэтому нужно искать что-то поосновательнее.

 

  • Удивило, что в несезон цены на апартаменты на букинге и аирнбн в Будве прямо уж в разы не падают. Хотя отдыхающих явно мало.

 

  • В целом мы приучаемся к тому, чтобы не ехать на пределе сил. Чтобы ездить с какими-то промежуточными ночевками. Конечно, всегда есть желание сразу же «доехать до места», но количество усилий и усталость в результате, от которой отходишь еще на следующий день — не особенно это оправдывают.

 

  • И если говорить про поездку на машине с ребенком, то я вижу, что со взрослением Софии ездить нам с каждым разом все легче. Ее проще развлекать, можно о чем-то разговаривать осмысленном или что-то вместе придумывать. А еще есть ощущение, что ей теперь больше нравится сидеть в кресле, пристегиваться и т.п. Могу только предполагать — возможно, ее теперь меньше укачивает даже на тех же горных дорогах.

 

  • И в целом я, конечно, по-прежнему рада, что наши возможности для путешествий из Нови-Сада довольно большие. Что сегодня мы можем оказаться в симпатичной маленькой Черногории. Завтра в Хорватии (собираемся через неделю). Послезавтра в Венгрии. Хотя София все эти перемещения путешествиями уже не считает, поскольку к соседним странам привыкла. И я с ней согласна. Уже пора дальше.

 

Пока, черногорские дороги)

 

***

e4f31b82-78ba-48e1-8910-8be2c3aaa332
Друзья, чтобы не пропустить интересное на сайте, следите за новостями и анонсами "SofiTravel.ru" в соцсетях.

Ставьте лайк!