Эта статья для тех, кто так же, как и мы, захочет совершить путешествие по Европе на машине. Наш путь лежал в Сербию, через Белоруссию, Польшу, Словакию и Венгрию.

Дальше речь пойдет о том, как подготовиться к такой поездке, какие собрать документы, а также подробно про сам маршрут.

 

Виза и документы

Загранпаспорт

Естественно, для такой поездки нужен действующий загранпаспорт. И срок его действия должен быть с запасом — паспорт должен быть действительным как минимум 3 месяца с даты окончания поездки.

Визы

Россиянам виза в Сербию не нужна на 30 дней. В Белоруссию тоже. А вот чтобы проехать по Польше, Словакии и Венгрии нужна Шенгенская виза.

Визой стоит озаботиться заранее, хотя бы за пару недель, поскольку даже транзитные визы у поляков делают не меньше недели.

Можно сделать обычную шенгенскую визу или оформить транзитную, если вам хватит трех дней на пересечение стран Шенгена (три дня и две ночи в каждую сторону). Мы получили транзитные визы в польском консульстве.

Требований к документам на транзитные визы чуть меньше. Но если трех дней мало, значит надо делать обычный туристический шенген.

Так получилось, что моя шенгенская виза стояла в одном паспорте, а ехала я по-другому, новому, который получила прямо перед поездкой. То есть виза стояла на момент поездки в аннулированном паспорте, но действующем на момент получения визы.

Меня этот момент немного напрягал, но в польском визовом центре сказали, что это нормально — можно ехать с двумя паспортами, главное, чтобы написание имени и фамилии в двух паспортах совпадало. Могу подтвердить, что так ездить можно — все работает, вопросов на границе не было.

Гринкарта на машину в Европу

Гринкарта (Зеленая карта) — эта страховка на машину на Беларуссию и Европу. Что-то вроде нашего ОСАГО.

Ее можно купить заранее в любой страховой, а можно прямо перед белорусской границей, тарифы у всех и везде абсолютно одинаковые, страховую можно выбрать — Ресо, Согласие, Альфастрахование и т.п., прямо рядом с границей есть небольшие фирменные офисы.

Вот один из таких пунктов, где-то в паре десятков километров от границы с Белоруссией, здесь мы и купили страховку, на оформление ушло минут 5.

CIMG2747

Водительские права и документы на машину

Естественно, нужны документы на машину (ПТС), международное водительское удостоверение (МВУ) и национальные водительские права (хотя их у нас никто ни разу не спрашивал) — МВУ и национальные права за границей действуют в комплекте.

Если у вас новые новые права (розово-голубая карточка), то международные водительские права не обязательны, поскольку они соответствуют правилам ЕС и полицейские смогут понять, что в них написано. Правда говорят, что в Италии этих прав не достаточно и по факту полицейские могут оштрафовать на 300 евро.

На самом деле получить МВУ не проблема, экзамены сдавать не надо, сделать их можно за день. Пошлина стоит 1000 руб.

Документы для ребенка

Свидетельство о рождении ребенка — у нас оно всегда с собой, хотя за границей его нигде не спрашивают (проездным документом у ребенка будет собственный паспорт или запись в паспорте родителей).

 

Автокресло

Если у вас есть ребенок, значит в машине у вас есть автокресло. Штрафы в Европе за отсутствие или то, что ребенок сидит не в автокресле высокие — могут достигать 1000 евро (в зависимости от страны и шоссе — на скоростных шоссе штрафы выше, на дорогах с разрешенной низкой скоростью — ниже).

 

Итак, документы и вещи собрали, ребенка в автокресле пристегнули. Дальше самое интересное — маршрут.

 

Маршрут

На машине с ребенком мы проехали только от Москвы до Сербии (около 2 тыс. км.).

До Москвы

Машина изначально находилась у нас в Томске, до Москвы ее тоже нужно было перегнать.

Этот путь (около 3,6 тыс. км) Сергей проехал один, с ребенком там быстро (за 3,5 дня) это расстояние было бы не преодолеть, кроме того, мы не хотели столько дней держать Софию в машине. В итоге до Москвы мы с Софией долетели.

Что касается дороги по России, то самым трудным участком стал Урал. В снегопад и гололед (а было и то, и другое, был ведь конец октября) там можно застрять на неопределенное время. Узкие горные дороги, множество фур, крутые подъемы.

Если что-то случается с какой-нибудь фурой (а Сергей в дороге видел несколько таких ситуаций — фура упала на обочину, фура не может преодолеть подъем и пр.) в пробку встают все машины сзади. То есть планируя маршрут на этом участке, нужно оставлять запас по времени, не делать его слишком жестким.

Из Москвы

Путь из Москвы мы разбили на 5 отрезков, реальность подтвердила, что все спланировали правильно — никто сильно не переутомился, успели и доехать и кое-что по дороге посмотреть:

День 1: Москва — Борисов (Белоруссия) — 650 км.

День 2: Борисов — Брест (Белоруссия) — 450 км.

День 3: Переход белорусско-польской границы, Люблин (Польша) — 200 км.

День 4: Люблин — Кошица (Словакия) — 450 км.

День 5: Кошица (Словакия) — Субботица (Сербия) — 400 км.

 

Из Москвы в Борисов

По минскому шоссе в сторону Белоруссии мы не ездили уже несколько лет.

Сейчас почти вся русская часть минского шоссе идеальна. А вот на белорусской стороне дорога стала подразбита. Исчез даже намек на границу, также бесследно исчезли в Белоруссии и пункты оплаты дороги.

Дорога теперь платная только для машин свыше 3,5 тонн. Для легковых машин с российскими номерами проезд бесплатный.

CIMG2752

Остановились, купили Гринкарту, пьем кофе. Отдыхаем.

Проехать Россию и Белоруссию можно довольно быстро — в Белоруссии разрешенная скорость на шоссе 120. Но все же относительно быстро — чуть ли не 8-9 часов у нас почему-то заняла дорога.

CIMG2753

Солнце садится и видно, как четко лежит наш путь на Запад. Мы уже почти на границе с Белоруссией.

Остановились мы на ночевку в Борисове — городок в 80 км. от Минска. Поселились в центральную гостиницу, которая недалеко от ж\д… Это наш двухкомнатный люкс…

CIMG2758

Большинство гостиниц Белоруссии не стоит того, чтобы в них останавливаться. Или запредельно дорого, или жуткий совок.

При этом в этой стране очень легко снять недорого (за 30-40 долларов) очень даже приличную квартиру на сутки. В Бресте мы так и сделали. И вот у нас есть нормальная жилая кухня:

CIMG2767

Даже стиралка есть, микроволновка — намного удобнее гостиницы. И комната с нормальной кроватью:

CIMG2770

Вообще, если вы едете по нашему маршруту, то останавливаться именно в Борисове никакой необходимости нет, лучше уж в Минске, мы сюда заехали, потому что у нас были дела.

Вот он, Борисов — чистенький и опрятный белорусский городок:

CIMG2762

 

Белорусско-польская граница

Рядом с Брестом есть 2 погранперехода, в Бресте и Домачево (в 40 км. от Бреста).

Мы проходили границу в Бресте, понадеявшись на то, что это будний день. Очередь на границе была в 50 машин, границу мы проходили 4!!! часа.

CIMG2772

Вот что мы увидели, приехав к границе.

Теперь мы однозначно только за Домачево, там всегда машин меньше и лучше проехать 40 км., чем 4 часа простоять. В Домачево проходят границу и за 20 минут, и за час. А вот в Бресте хорошим результатом считается два часа.

Количество машин на границе можно узнать заранее, через Интернет — на погранпереходах стоят видеокамеры.

Как происходит переход границы на белорусской стороне

Пограничник обходит 5-6 машин, собирает паспорта, заглядывает в багажник, проверяет наличие Зеленой карты. Потом уносит паспорта в свою будку и проштамповывает.

Мы из машины даже не выходили, вещи наши никто не досматривал, ехали через зеленый коридор, то есть ничего не декларируя.

Естественно, что на белорусской стороне все общение только на русском языке, ни английский, ни тем более белорусский языки не нужны.

Как происходит переход границы на польской стороне

Примерно так же, как и на белорусской. Пограничник проверяет наличие Шенгенской визы, Зеленой карты.

Из машины мы с Софией не выходили, досмотр вещей свелся только к тому, чтобы открыть багажник, хотя машина у нас была забита полностью.

В ЕС нельзя ввозить бензин, за исключением того, что в бензобаке. Мы заранее перелили в бензобак даже из запасной канистры.

Нельзя ни в каком количестве ввозить мясные и молочные продукты. Если едете с ребенком и везете детское питание — планируйте этот момент. Конечно, чаще всего личные вещи не досматривают, но я за соблюдение правил.

Пограничники очень хорошо говорят на русском, так что напрягаться на английском языке не нужно.

Туалеты, кафе и магазины

Вплотную к погранпереходу на белорусской стороне есть круглосуточный магазин, где можно купить чай/кофе и что-то еще из еды, рядом же есть платный туалет.

После того, как пройдете белорусских пограничников, ближайший туалет будет только на польской территории. И там засада в том, что для того, чтобы его посетить нужно иметь злотые (стоит он 2 злотых), в евро или другой валюте заплатить нельзя. Злотые можно поменять в большом здании по левую руку.

 

Польша

Польша из машины нам понравилась — симпатичные дома, все аккуратно и уютно.

Навигатор повел нас по узкой двухполосной дороге. Средняя скорость 80 км, асфальт плохой, много поворотов.

Это вот сразу после границы, практически такой дорога и будет до Люблина. София устала, не хочет сидеть в машине, мы гуляем.

CIMG2774

Развязки крошечные, буквально игрушечные — просто небольшое кольцо, на котором не то что фура, даже Камаз, наверное, не развернется. Не исключено, что по близости где-то была автострада, но навигатор нас на нее так и не вывел.

Выехали из Бреста мы поздновато (в 10), на границе время потеряли, скорость была низкая, стемнело сразу после 5 — в общем, в Люблин мы приехали уже затемно, примерно в 6 вечера. Время детское, а спать хочется и из-за дороги, и из-за разницы во времени (с Томском на 6 часов).

Поставили машину на платную стоянку через дорогу от отеля Folk Delux (отличный вариант на центральной улице за 40 евро, выбирали между ним и этими апартаментами), поужинали и легли спать.

Впечатления от Польши

Люблин немного посмотрели уже утром. Что сказать — центр Люблина чудесен. Узкие улочки, брусчатка, красивые «пряничные» домики, запах из булочных, еще не опавшая листва на деревьях, легкий туман над красивым тихим парком — в общем, Европа.

CIMG2794

Люблин оказался так хорош для нашего маршрута, что вот здесь я описала десять аргументов почему нужно заехать именно в Люблин. Там же можно посмотреть наши фото этого городка.

После прогулки и второго небольшого завтрака (как было не принести с собой этой вкусной сдобы?) поехали дальше — во второй день предстояло проехать еще км. 250 по Польше и примерно 200 по Словакии, до города Кошеце.

После Люблина постепенно начались горы, перепады высот, узкие петляющие дороги, а на границе со Словакией просто фантастические по красоте пейзажи — горы, уютные поселочки в долинах, вечерний туман, закатное солнце и розовое с сизым небо.

В Польше много больших удобных заправок, где, в том числе, можно найти нормальное кафе и хорошо пообедать. Большое меню, все очень прилично и легко найти даже что-то, что подойдет ребенку.

Можно заказать что-то особенное, а можно выбрать из нескольких вариантов обеда — тогда получится очень быстро и не потеряете много времени.

CIMG2825

У нас же здесь получилась мегаостановка — полтора часа. В ресторане нашлись и какие-то детские игрушки и карандашики, София долго не хотела уходить, но зато здорово отдохнула, повеселилась и размялась.

 

Словакия

В Словакию мы въехали тоже затемно. Граница с Польшей условна, просто небольшой столбик и щит — это Польша, это Словакия.

Виньетки

Но границу важно не пропустить, потому что сразу перед ней нужно купить виньетку — это такая форма оплаты дороги. Здесь можно купить виньетку сразу две виньетки — и на Словакию, и на Венгрию.

Словацкая виньетка наклеивается на лобовое стекло автомобиля. Венгерские виньетки электронные, номер машины вносится в базу и специальное оборудование на дороге его считает, выяснив есть у вас виньетка или нет.

Впечатления от Словакии

Словакия после Польши показалась немного неуютной — более примитивные по сравнению с польскими бетонные домики, выстроенные вдоль заборов. Хотя здесь все субъективно.

От границы до Кошице дорога узкая, серпантин, очень много фур. Расстояние вроде и небольшое, а как-то непросто далось.

Скоростное шоссе мы увидели только под Кошице, километрах в 20 от города. Окраины Кошице унылые, застроены высокими панельными домами.

Мы поселились в центре (в апартаментах TBS Plus за 33 евро), но я легла спать с твердой уверенность, что мне все тут не нравится.

Слава богу, утром Кошице практически полностью смогло изменить мнение о себе. Очень даже уютный центр у этого городка. Мы с Сергеем даже спорили, должна ли после этого родиться статья «Увидеть Кошице и офигеть».

CIMG2843

Гулять мы вышли рано, часов в 7. Так что утренний туман, свежесть и мало людей.

Красивые дома, самая восточная готическая церковь, звук колоколов, утренние кофейни, уютная городская суета — к счастью, город оставил приятных воспоминаний больше.

Естественно, для Кошице тоже нашлось 7 причин туда заехать. Но, по-честному, город оставляет смешанные чувства. Центр выражен здесь очень резко, сразу за пределами старой части города начинается унылая бетонная панельная застройка, много граффити.

Едем дальше. После Кошице очень скоро въезжаем в Венгрию. Граница обозначена парой неприметных столбиков. У кого нет венгерской виньетки — надо здесь остановиться и купить.

Виньетки в Венгрии электронные. При покупке номер машины вносят в базу и дальше оборудование на дороге будет его считывать. А пока дорога все еще вот такая:

CIMG2898

То ли Венгрия, то ли Словакия.

 

Венгрия

Хорошие скоростные шоссе мы увидели только в Венгрии. По этой стране промчались за день, остановившись только на паре заправок, где отобедали перчеными венгерскими колбасками.

Тут же и увидели, как растет кукуруза и горошек Бондюэль, виноградники, яблочные сады и т.п. Венгрия — это поля, сады, бесконечное сельское хозяйство.

Впервые за поездку столкнулись с очень сложной развязкой — куча магазинов, огромный мега-Ашан и т.п., целый магазинный город, и очень сложная развязка, да еще со строительством новой. Чуть не выехали на встречку…

Как обычно отдыхаем на заправках. Уже довольно сильно заметны изменения климата. Теперь чтобы прогуляться, ребенку на улицу достаточно одеть кофточу, несмотря на конец октября.

CIMG2902

Приехали накануне Хэлуина.

CIMG2906

Ограничений скорости на больших автострадах нет, только в самых сложных местах видели знак ограничения в 110.

И к вечеру вот она, сербская граница. На границе мы провели не больше 20 минут.

CIMG2915

Граница, мы еще на венгерской стороне.

 

Венгерский пограничник на английском говорить даже не попытался, все по-венгерски, но из контекста понятно.

Все, из зоны Шенгена выехали, аккуратно уложившись в три дня, что давала нам транзитная виза.

 

Сербия

Въезд  в Сербию и вовсе проще простого — нужен только паспорт, куда сразу же ставят штамп, позволяющий пробыть в стране 30 дней.

Въезжаем уже в сумерках. Увидев это «Добродошли», дружно рассмеялись. Кстати, здесь много где кириллица. CIMG2917

Осталось преодолеть несколько километров до Суботицы и поселиться в прекрасном Mali Hotel (фото и описание здесь).

Ну вот мы и приехали на машине в Европу. Впереди много путешествий и интересного. В каком-то смысле наша поездка по Европе на машине только началась.

 

Читать дальше:

Суботица и Палич, первые впечатления о Сербии. 

***

e4f31b82-78ba-48e1-8910-8be2c3aaa332
Друзья, чтобы не пропустить интересное на сайте, следите за новостями и анонсами "SofiTravel.ru" в соцсетях.

Ставьте лайк!