Чистые пруды и Чистопрудный бульвар. Чистые пруды и Чистопрудный бульвар Что происходит на чистых прудах

]

Чистые пруды - удивительное место! Сколько лет существуют - все время притягивают какие-то действия, плохие и хорошие, позитивные и негативные.

Здесь всегда происходили разные события, мелкие и большие, но всегда исторические.

Прогуляться по Чистым прудам от самого раннего прошлого до нынешних дней, почитать истории и посмотреть много старых фотографий —>


А.М.Васнецов. Основание Москвы

Начнем с того, что именно сюда приезжает Юрий Долгорукий. Именно в этих местах было Кучково поле и поселение боярина Кучки. Здесь и произошла известная всем по учебникам истории трагедия, когда боярин Кучка “не почте великого князя подобающею честию”, за что и был убит, а тело его по одной из версий было сброшено в Поганые пруды, называемые по иронии ныне Чистыми.

По еще одной версии, Погаными пруды названы в честь того, что в дохристианскую эпоху здесь (а, как мы знаем, поселение было в этих местах задолго до появления Долгорукого и Москвы) были языческие капища.

Что интересно, с установкой в 2006 г. памятника Абаю Кунанбаеву язычество опосредованно вернулось на пруды.



Рядом с памятником торчат два степных истукана, напоминанием о некогда стоявших здесь идолах

Еще по одной версии пруды звались Погаными из-за того, что мясники из мясницкой слободы (отсюда и название близлежащей крупной улицы) до самых петровских времен проживали здесь и сливали в пруды отходы своего производства.

Так как же Поганые пруды вдруг стали Чистыми?

Дело в том, что район становился все более престижным, а мясники постепенно покидали его. В конечном итоге, большой надел земли здесь попал в руки сподвижника Петра I, Александра Меншикова, которому, конечно же, не понравилось соседство с Погаными прудами. Меншиков приказал их вычистить и впредь называть Чистыми. Так и повелось. Правда, пруд остался лишь один, да и то сместился на бульвар, изначальные пруды же находились в квартале между Мясницкой и Покровкой.

Но и Меншикову эти владения не принесли счастья, не любят Чистые пруды властьимущих.

До сих пор в Архангельском переулке можно видеть колокольню церкви Гавриила Архангела (Меншикову башню) (вид на Яндекс-панораме).

Башня замысливалась Меншиковым как самая высокая постройка Москвы, выше самого Ивана Великого в Кремле, но когда работы еще не были завершены случилась большая гроза и в недостроенную колокольню ударила молния. Как поговаривали, “на Москве” наказан был “Алексашка” за гордыню, впал в немилось и был сослан. Церковь же достроили уже не при нем. Да и достроили ли? Сделали небольшое завершение всего делов!

По изначальному же плану колокольня должна была выглядеть так:

Но шли времена, менялись властьимущие, а пруды всегда были любимым местом отдыха горожан

Начало 20 века. Каток на Чистых прудах (на заднем плане в лесах Меншикова башня)

Хоккей на Чистых прудах. 1912 г.

Площадка, где сейчас стоит Абай Кунанбаев всегда пользовалась популярностью у детей…

…. была популярна и среди студентов:

В 1912 году, к юбилею, именно на Чистых прудах открыли деревянный павильон для панорамы Бородинской битвы:

Газеты того времени наперебой писали, что за несколько лет до юбилейных торжеств удалось по всей России найти аж двух живых ветеранов и привезти их в Москву.

Сейчас полотно можно видеть на Кутузовском проспекте в павильоне 1960-х

В 1930-х Чистые также были излюбленным местом гуляния москвичей.

Именно на Чистых живет и теряется главная героиня фильма “Подкидыш”.

Здесь можно было покататься на лодке.

А зимой заливали каток. Фото конца 1950-х, начала 1960-х

Здесь снимали множество известных советских фильмов:

“Я шагаю по Москве”

“Место встречи изменить нельзя”

“Белорусский вокзал” (ресторан на Чистых)

О них пел Игорь Тальков

Чистые пруды - это удивительная московская история, здесь она начиналась в древние времена и продолжает делаться и на наших глазах дальше

После трех суток противостояния с ОМОНом оппозиции удалось закрепиться на Чистых прудах у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Власти не дают установить палатки в лагере, но смирились с тем, что оппозиционеры намерены ночевать на улицах города. В лагере сравнивают происходящее с мировым движением Occupy(«Захвати»), но не могут сформулировать долгосрочную стратегию, пишет Газета.ру .

К вечеру четверга стало ясно, что уличный лагерь оппозиции в центре Москвы, по сути, состоялся даже несмотря на отсутствие палаток. Две последних ночи активисты провели прямо под открытым небом на Чистопрудном бульваре, завернувшись в пледы и спальные мешки. В четверг были решены бытовые вопросы: появились планы по организации WiFi-сети на территории лагеря(она должна называться «Путин - вор») и созданию добровольных дружин, отвечающих за безопасность. К вечеру на деревьях появляется расписание работы лагеря: лекции «Как организовать стачку?», «Как организовать интернет-телефон с надежным шифрованием?» и явно лишнее после трех дней гонений и противостояния с ОМОНом занятие на тему «Автозак: это не страшно?!». В сервисе микроблогов Twitter лагерь обрел устоявшийся хэштег - #ОккупайАбай (на момент выхода новости он занимает первое место среди российских хэштегов и третье - среди международных) .

Днём у лагеря появился комендант: главным провозглашен член бюро «Солидарности» Илья Яшин. Вместе с правом управлять лагерем Яшин получил от Сергея Удальцова актив «Левого фронта». Рассказывают такую историю: активисты Удальцова пришли к Яшину и сообщили, что тот в течение ближайших 15 суток может отдавать им любые распоряжения. Довольный Яшин тут же пошутил: «О-кей, с этого дня вы либералы и уважаете частную собственность».

К семи часам вечера к памятнику казахскому поэту подтягиваются граждане, пока не готовые занимать сквер круглосуточно. Вместе с ними в лагере появляется креатив, характерный для митингов «За честные выборы» на Болотной площади. Правда, из-за запрета на плакаты и любую агитацию на этот раз творить приходится в жанре инсталляций. Активист Михаил Кирцер принес к Абаю темно-красный кусок печени, любовно уложенный на листок бумаги с подписью «Печень митингующих надо размазать по асфальту». Рядом с «печенью» стоит и улыбается сотрудник ФСБ Алексей по прозвищу Улыбка, курирующий оппозицию. Складывается ощущение, что он тоже является частью инсталляции.

«Мы пришли к формату бессрочной акции протеста, - говорит Яшин, медленно обрастая толпой сторонников. - Мы смогли дать полицейским понять, что нас невозможно разогнать. Вы сгоните нас с одной площади - мы появимся на другой площади. Арестуете одних лидеров - появятся другие лидеры. Всех посадить невозможно. А главный лидер у нас носит фамилию Twitter.

Женщина в темных очках в первом ряду, глядя на Яшина, уважительно качает головой и, казалось, хочет сказать всего лишь одну фразу: «Каково, а». Все это время Яшин продолжает безуспешно открывать страницу «Черновики» в Twitter. В четверг сотовая связь на площади барахлит.

Вопрос «Что теперь?» волнует так или иначе всех собравшихся у памятника Абаю. Ответить на него, предложив четкий план действий, при этом не может никто. Встреча в семь вечера, объявленная в группе на Facebook, должна была определить стратегию дальнейших действий оппозиции, отвоевавшей право оставаться на бульваре столько, сколько ей захочется. Однако никакого массового обсуждения плана не случилось ни в семь, ни в восемь вечера. Вместо него жители лагеря и сочувствующие продолжают слоняться по пятачку перед памятником казахскому поэту, обсуждая со знакомыми происходящее. Один из активистов на вопрос о дальнейших действиях оппозиции без тени иронии отвечает мне: «По факту, я думаю, образуется два-три оргкомитета, которые будут как-то решать вопросы…»

В начале десятого на другой стороне лагеря, в отдалении от раздающих интервью знаменитостей, появляется группа неизвестных молодых людей. Они называют себя Occupy Moscow по примеру американского протестного движения Occupy Wall Street, нашедшего последователей по всему миру. Перед толпой из 30-40 человек на возвышении стоит хрупкая темноволосая девушка с красной лентой, повязанной бантом у ключицы, - Изабель Магкоева, преподаватель японского языка и активистка Российского социалистического движения, созданного в прошлом году. Чтобы зачитать повестку перед собравшимися, ей не хватает голоса, поэтому слова за ней вслух повторяет несколько громогласных молодых людей в толпе. Это напоминает присягу. Вокруг кучки ребят снуют видеоблогеры, ведущие трансляции, один из них внезапно победно перебивает девушку: «К нашей трансляции подключились Occupy World!» Все приветственно улюлюкают, а блогер с этого момента начинает комментировать все происходящее исключительно по-английски.

Молодые люди начинают с нуля: нужен информационный центр, агитация, пропаганда, устав лагеря и группа для решения бытовых вопросов - например, нужна помощь на кухне. Часть вопросов решим прямо сейчас, часть оставим на завтра для обсуждения на ассамблее; активизм занимает время, так что, если у кого-то его нет, просьба сразу не ввязываться, обращается к собравшимся девушка.

В интервью журналу «Афиша» пресс-секретарь Путина Дмитрий и пообещал, что полиция его разгонит». Активисты намерены продержаться в лагере как минимум до истечения срока ареста Сергея Удальцова и Алексея Навального.

В Москве много мест, которые воспринимаются неоднозначно. Одним из них являются Чистые Пруды. Посреди широкого Чистопрудного бульвара раскинулся чистый водоем, окруженный старыми липами, каштанами, ухоженными кустами и аккуратными газонами. Здесь любит собираться неформальная молодежь, болельщики некоторых футбольных команд, просто любители потусоваться, попеть под гитару и громко посмеяться. Пруд окружен старинными кварталами и немногочисленными современными зданиями, которые органично вписываются в городской пейзаж. Над прудом и прилегающим к нему небольшим парком царит энергетика старомосковского места, наполненная яркой и уникальной историей.

Возникновение пруда относится к концу 16 века. Москва разрасталась, застраивались и заселялись новые площади. Возведенные в это время строения перерезали небольшую речушку Рачку, ранее протекавшую в районе пруда. В результате чего часть реки просто пересохла. А заболоченная часть местности, оставленная бывшей речкой и подпитываемая многочисленными ручьями, постепенно образовала пруд.

Изначально он назывался Поганым. Неподалеку от него располагалась (и сейчас находится там же) Мясницкая улица. Жившие на ней мясники, кормившие мясом всю Москву, занимались убоем и разделкой туш домашнего скота. Все отходы от своей деятельности они сбрасывали в пруд. Вода там постоянно имела грязно-бурый цвет и источала зловонный запах, который был особенно невыносим в летнюю жару. Горожане старались обходить это место стороной.

Все изменилось во времена Петра I, когда его сподвижник Александр Меншиков приобрел неподалеку от Поганого пруда роскошный особняк. Вид пруда и доносившийся с него смердящий запах пришлись не по нраву царскому фавориту, и он приказал расчистить пруд. После того, как дно и берега водоема были вычищены, Меншиков запретил использовать пруд для сброса отходов с Мясницкой улицы, а сам пруд был переименован в Чистые пруды (хотя пруд всегда был один).

Со временем Чистые пруды стали местом отдыха горожан. Летом здесь можно было кататься на лодке и купаться, зимой устраивались катания на коньках. С середины 20 века катания на лодках были запрещены, и на спокойной глади пруда поселились лебеди и утки, потомство которых живет там и поныне.

Сейчас Чистыми прудами называется не только сам водоем, но и прилегающая к нему парковая зона. Близлежащая станция метро носит это же название. Это место, как никакое другое, хранит память о былых временах.

Несмотря на кажущуюся умиротворенность, это место хранить память о страшных событиях истории, свидетелями которых оно было. Именно здесь во времена Ивана Грозного приняли мучительную смерть более 100 бояр, обвиненных в измене. Это происходило на берегах реки Рачки, задолго до появления пруда. Еще раньше на берегах Рачки располагалось старинное капище язычников, которое было разрушено во времена христианства. Как любое другое, это капище обладало мощной силой и его разрушители, сбросившие священные атрибуты языческого поклонения в воду Рачки и предавшие огню все, что горело, были жестоко наказаны за содеянное.

Все эти события не могли не оставить следа на многострадальной земле этого места. Тонкие натуры чувствуют здесь тревогу, страх, стараются не задерживаться в окрестностях пруда. К тому же, естественные источники воды иссякли. Сейчас пруд наполняется водопроводной водой, что также не лучшим образом влияет на энергетику, излучаемую этим местом.

Но для тех, кто просто хочет побыть у воды и насладиться красивым видом, Чистые пруды настоящий оазис в центре шумного мегаполиса.

Историческое и, прямо скажем, атмосферное место для прогулки в центре Москве – Чистые пруды. Лабиринт улочек со старинными домами и вывесками на них имен людей, которые родились, создавали шедевры или просто останавливались здесь на некоторое время, формируют некое подобие музея под открытым небом. Настолько все здесь пронизано духом истории и творчества. Что же, вперед: доезжаем до станции метро «Чистые пруды» и вот они, заповедные духовные места, простираются от Мясницкой до Покровской площади.

История Чистых прудов

Существует несколько вариантов истории возникновения Чистых прудов. Более известна версия, согласно которой в XVII веке в этом районе существовала скотобойня, и нечистоты сливались в местные водоемы, тогда было три таких пруда, называемых погаными. После повеления Петра I эти земли были дарованы его фавориту, князю Меншикову. Часть водоемов по приказу князя была осушена, а самый крупный из них очищен, одновременно наложен запрет на загрязнение вод. С этого момента Чистые пруды стали историческим названием места, сохранив в названии, как дань прошлому, форму множественного числа.







Сегодня это прогулочная зона и культурно-исторический парк. Чистопрудный бульвар — это широкая парковая аллея для прогулок, которая длится до оздоровительного центра «Чистые пруды», а за этим зданием, до площади Покровских ворот – находится сам пруд. Можно взять в прокат велосипед, чтобы совершить велотурне по близлежащим историческим местам или прогуляться пешком вдоль пруда, покормить обитающих на нем уточек и полюбоваться на лебедей.





Культурно-исторические места парка Чистые пруды

Пройдемся по самым знаковым местам любимого экскурсоводами маршрута. Начало парковой зоны Чистопрудного бульвара начинается у памятника Грибоедову, автора классического произведения «Горе от ума». На постаменте можно увидеть горельеф с изображением героев комедии. Памятник был создан скульптором Аполлоном Мануйловым и установлен в 1959 году на месте выполненной в абстрактной манере скульптуры русского анархиста Михаила Бунина. Последний был демонтирован по просьбе представителей общественности за непонятный футуристический подход при его создании. Сам Грибоедов жил некоторое время на Мясницкой улице, в доме № 42, где он завершал известную комедию и поэтому место выбрано логично.



Прогулка по Чистопрудному бульвару, по левой стороне приведет нас к дому 19. Историческое здание, созданное архитектором Романом Клейном в начале ХХ века в стиле неоклассицизма, было помещением ранее известного кинематографа «Колизей». А в 1974 году в здании разместился и сейчас находится театр «Современник». Одним из основателей и первым художественным руководителем театра был Олег Ефремов, во многом определивший стилевую особенность театра – говорить со зрителем о вечных истинах на языке современного искусства.



Двигаясь по Чистопрудному в сторону Покровских ворот, географически завершающих район Чистые пруды, можно выйти к Церкви Троицы на Грязех, которая расположена на улице Покровка. Рядом с ней – другой архитектурный шедевр – это принадлежавший ранее церкви доходный дом, построенный в начале ХХ века. Любопытно его оформление: барельефы на уровнях со 2-го до 4-го этажа с изображением фантастических зверей, птиц и деревьев. Авторы оформления – С.Вашков и П.Микини. Благодаря этим изображениям строение получило название «Дом со зверями». Верхние этажи надстроены в 1945 году, поэтому здание выглядит фрагментарно незавершенным. Частично этот дом виден в кадрах фильма «Место встречи изменить нельзя».

«Дом со зверями» соседствует с современным кинотеатром «Ролан», расположенным в доме №12. Он носит имя талантливого актера Ролана Быкова. Ранее здесь была «Бородинская панорама», ныне она перенесена на Кутузовский проспект.

Дальше — по Чистопрудному идем до Архангельского переулка, свернув на который, увидим Меншикову башню. Александр Меншиков «счастья баловень безродный» возле своего подворья приказал возвести огромный каменный храм на месте обветшавшей церкви. Строительство этого сооружения было осуществлено при участии итальянских архитекторов. Башня храма, построенная в стиле барокко, по высоте превзошла колокольню Ивана Великого. Но на этом «полудержавный властелин», как Пушкин назвал Меншикова, не успокоился. Александр Данилович за сказочную сумму купил в Лондоне часы-куранты, которые и установили на храме. Часы отбивали час, полчаса и четверти - чего не было на Спасской башне Кремля. Торжество было полным, но кратковременным. Молния срубила шпиль, а часы - их век оказался недолог - были разобраны и свезены на Пушечный двор.





Современность парка Чистые пруды

Прогулка по Чистопрудному бульвару это не только исторические памятники и дань прошлому. Это активная зона отдыха, привлекающая на аллеи разные поколения и представителей культур. Здесь любят собираться и представители современного андеграунда. «У Грибоедова» – излюбленное место романтических встреч. Приехать сюда хочется и коренным москвичам и гостям столицы, чтобы воочию увидеть сюжеты, навеянные трогательной мелодией в исполнении Игоря Талькова, иллюстрациями мастеров живописи и художественных произведений.





Так причудливо и естественно соединяется история и современность, потребность в духовном и изысканно гастрономическом, в спокойном и богатом на события месте – московском парке Чистые пруды.







Когда-то давно, во времена формирования смыслов, появление новых архитектурных объектов и их облик несли в себе важную культурную и социальную нагрузку. Так случилось, что создание нового смысла в нашей стране произошло рывком, началом которого можно считать конец ХIХ и самое начало ХХ века, а переломной точкой – "Великую Октябрьскую революцию" 1917-го года. Тогда, в первой четверти прошлого столетия, энергия народа была разогрета лозунгами и призывами заменить "властвовавший и угнетающий класс", вместо которого управление будет передано в "человеческие руки": рабочим.
А после революции рабочий класс должен был получить доступные всем символы своей победы в качестве её воплощения, что привело к высокоградусному бурлению в творческих слоях, подарившему нам великое наследие в литературе, поэзии, живописи, музыке, архитектуре. Пространства – как в умах, так и в материальном мире – старались подчистить и возвести на месте пустырей что-то "действительно важное". Умов мы сегодня постараемся не касаться, а про город (точнее, про одно из его пространств) скажем пару слов.

В начале 30-х, когда строилась первая ветка московского метро, были организованы архитектурные конкурсы на создание станций и вестибюлей нового массового средства передвижения. И это должно было отражать дух времени: ново, но с пониманием важности классики; достойно, но в отсутствии неоправданных трат; функционально и фундаментально. В 1934-ом году в качестве архитектурного облика станции метро "Чистые пруды" (тогда она называлась "Кировской") утвердили проект архитектора Николая Джемсовича Колли.

Уже 15 мая 1935-го года новый вестибюль распахнул свои двери для посетителей. Выглядело это так:



На фотографиях того периода видно, что новое сооружение стоит гордо и самостоятельно. Конечно, такой объект воспринимается как символ чего-то большего, чем сам по себе павильон.

1938

В 1940-м вокруг все еще пустовато, но сейчас не время наводить красоту. Страна воюет с фашистами.

В 1951-ом году здание выглядит безупречно. Оно продолжает олицетворять правое дело.

1957. За спиной мужчины образ народной силы; архитектурные объекты как оголенный нерв выступают на теле нашей страны. "Прикасаясь" к ним, каждый может представить на что упирается величие Родины. Тут хочется фотографироваться.
Однако тут мы уже видим появление торговых точек: легкая палатка "Молоко", киоски.

А вот аналогичный ракурс в 2012-ом. Хочется на его фоне сфотографироваться?

К 1971-му году киосков стало чуть больше. Тут мы уже видим, что символ символом, но кушать хочется, да и газету нужно где-то купить. Короче, первоначальный смысл перестал быть чем-то незыблемым; очень лаконично и скромно, но к нему стали придвигаться функциональные потребности.

1978
Тут мы еще видим, как павильон выступает в качестве доминирующего сооружение на площади.
Поскольку эти "функциональные потребности" вырастили тут постепенно, с соблюдением некоторой временной дистанции, настал момент, когда они уже вносили элемент хаоса в пространство. На снимке видно, как волевой рукой "стандартизации и симметрии" хаос был поставлен на место, если можно так выразиться, и к нему добавлено несколько телефонных будок, чтобы в случае чего его всегда можно было попридержать в отведенных для него берегах. "Транспортный смысл" набрал внушительные обороты. Обратите внимание, что голуби сбились в кучу и решают, как им быть дальше, люди свободно идут, кто-то покупает газету – и все это в окружении пока еще жидкого потока транспортных средств.

Маршрутка уже прилипает к вестибюлю.
Людей в городе несоизмеримо больше, чем в 30-е и справляться с этим потоком как-то нужно. Новые поколения слышали про символы, но сильно в них уже не верят. Время требует действий, движения.

1987

Наземный вестибюль выглядит потрепанным. Появление тут дополнительной палатки с мороженным воспринимается вполне естественным.
Голуби пытаются как-то выйти из сложившейся ситуации.

В 1989-ом прыщавые смыслы торговли становятся выпуклыми и яркими, как легкие палатки перед входом в метро. Это уже никого не смущает.

К 1991-му лицо площади покрыто сыпью, которая регулируется смыслами измеряющимися лишь в денежном эквиваленте.

1992
Смыслы? Ха!

Однако торговлю нужно как-то регулировать. Если что-то кем-то ценрализированно регулируется, то это что-то приобретает некоторый обобщенный вид.
Смыслы торговли подчиненные денежным смыслам и отсутсвие прочих смыслов дает нам это:

"Ну а чо, метро есть, торговля есть. Чо еще надо?"
А что-то надо.

К 2015-му году мы уже осуждаем бессмысленную и неконтролируемую высшими смыслами торговлю, и призываем на помощь высокодоходную плитку, которая "бьет под зад" излишней рекламе, но гуманна к торговле.

Сегодня мы видим, с точки зрения организации пространства, попытку возвращения к истокам; к тому, с чего все начиналось: площадь, здание-символ, люди. Новая реальность требует обратного разворота: от человека к площади.
Вопрос только в том: есть ли в этом уже определенный смысл?

Фотографии используемые в этой статье взяты из следующих источников.