Гонка Ле Ман. Самые яркие моменты истории. Открыть левое меню ле-ман Развлечения и достопримечательности Ле-Мана

Что нужно знать о «24-х часах Ле-Мана», главной гонке мира.

Через месяц во Франции пройдет легендарная гонка «24 часа Ле-Мана». Если вы слышали это название, но не знаете, что за ним скрывается, или хотите узнать больше о главном автоспортивном событии года, то мы расскажем все самое важное о суточном марафоне и объясним, почему «Ле-Ман» обязательно нужно смотреть.

«24 часа Ле-Мана». Машины реально едут целые сутки?

Да именно так, гонка идет 24 часа: она начинается в три часа дня субботы по местному времени и идет ровно сутки. По истечении этого срока вывешивается клетчатый флаг и побеждает тот, кто за это время проехал больше всех кругов, а в случае равенства этого показателя учитывается очередность финиша.

Гонщики находятся за рулем 24 часа?

Самое важное, что необходимо понять о «Ле-Мане» – это то, что в гонке принимают участие не отдельные пилоты, а экипажи из трех человек, выступающие на одной машине. Соответственно, гонщики сменяют друг друга за рулем в ходе пит-стопов, и им не приходится ездить целые сутки. Ни один член экипажа не может находиться за рулем более 4 часов подряд и 14 часов суммарно.

Пока один гонщик находится за рулем, другие могут отдохнуть и даже поспать, что абсолютно необходимо в условиях марафона.

И одна машина выдерживает такую длинную гонку?

Да, по крайней мере предполагается, что автомобиль должен преодолеть всю дистанцию марафона, хотя далеко не всем экипажам везет проехать гонку без проблем. Это делает «24 часа Ле-Мана» настоящим вызовом не только для пилотов, но и для инженеров и механиков. Само собой, пилоты совершают пит-стопы, в ходе которых механики меняют шины и осуществляют дозаправку. Полного бака хватает примерно на час заезда, точная цифра варьируется от класса и команды, так что это приходится делать много раз. Помимо этого, на пит-стопах происходят замены гонщиков и ремонт машины в случае необходимости.

Можно поменять автомобиль, если он сломается?

Нет, нельзя – это правило. Если происходит какое-то происшествие на трассе – авария или техническая поломка – и пилот не смог доехать до боксов, то экипаж выбывает из борьбы. Именно поэтому даже при больших поломках участники всегда стараются дотянуть до пит-лейн, где к работе смогут приступить механики. В отличие от «Формулы-1» и других «спринтерских» гонок, в «Ле-Мане» ремонт может занимать довольно долгое время, зачастую машины выезжают после простоя в несколько часов. Бороться за победу в таком случае уже не получится, но для многих команд даже финиш является неплохим достижением.

Какая техника может участвовать?

Конечно, не любая машина может выйти на старт «24 часов Ле-Мана». Она должна соответствовать техническому регламенту гонки. Еще необходимо запомнить, что автомобили разделены на классы. Всего их существует четыре, каждый со своим регламентом – LMP1, LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am – не пугайтесь аббревиатур, все не так сложно. При этом, несмотря на наличие общего зачета, все экипажи в первую очередь соревнуются с машинами своего класса. Награждение в каждом из них происходит отдельно.

Первые два класса – так называемые прототипы. Особенность этих машин в том, что они создаются специально для гонок, не основаны на существующих дорожных моделях и не предназначены для продажи.

LMP1 – самый быстрый, престижный и малочисленный класс «Ле-Мана». В этом году в нем заявлено всего шесть экипажей. Здесь доминируют команды автопроизводителей, а особенностью последних лет стало использование гибридных силовых установок. Машины LMP1 используют 4-тактные бензиновые или дизельные двигатели без ограничения на их объем. У лидеров серии он составляет 2-2,4 литра. Последнее десятилетие в классе доминировала «Ауди», но после ее ухода в этом году борьба развернется между «Порше» и «Тойотой», которые остались единственными автопроизводителями.

LMP2 – класс прототипов, зарезервированный исключительно для частных команд. Именно в нем обычно разворачивается наиболее острая и интересная борьба, а также традиционно сильно российское присутствие. В этом году в очередной раз будет участвовать команда G-Drive Racing во главе с Романом Русиновым, также в других коллективах примут участие Виталий Петров и Михаил Алешин.

Цена автомобиля LMP2 без учета двигателя не должна превышать 483 000 евро для автомобилей, омологированных в 2017 году, и 388 000 евро для более старых прототипов. Согласно регламенту, все команды должны использовать единый двигатель – 8-цилиндровый Gibson GK428 объемом 4,2 литра. Обычно LMP2 проигрывает по скорости лидирующему классу примерно 15 секунд на круге, или чуть больше секунды на километр, но похоже, что в этом году разрывы будут чуточку меньше. Учитывая малочисленность LMP1, это оставляет шансы лидерам LMP2 на попадание в тройку сильнейших в общем зачете. Команде G-Drive Racing это уже однажды удавалось – правда, не в Ле-Мане, а на «6 часах Бахрейна» в 2013 году.

Прототипы довольно похожи друг на друга, отличить машины разных классов можно по цвету номера – белый на красном фоне у LMP1 и белый на синем фоне у LMP2.

LGMTE Pro и LGMTE Am используют один технический регламент. Разница лишь в том, что в первом классе участвуют профессиональные пилоты, а во втором – любители. Автомобили близки к дорожным спортивным автомобилям, тут можно увидеть такие марки как «Феррари», «Порше», «Астон Мартин» и другие. Хотя традиционно зрительское внимание приковано к более быстрым прототипам, классы GT интересны знакомыми машинами. У профессионалов фон номера зеленый, у любителей – оранжевый.

Всего на старт в 2017 году выйдет 60 экипажей, из них 25 в классе LMP2.

И автопроизводители тратят уйму денег ради одной гонки?

Не совсем так. На самом деле есть целая серия, WEC – World Endurance Championship (Чемпионат мира по гонкам на выносливость), проходящая под эгидой ФИА. Кроме «Ле-Мана», за который даются двойные очки, остальные гонки идут по шесть часов.

По сумме зачетных баллов, набранных во всех этапах (в этом году их девять), определяется чемпион, так что следить за гонками на выносливость можно большую часть года. Разумеется, некоторые команды не участвуют во всем чемпионате, а готовятся целенаправленно к «24-м часам Ле-Мана».

Чемпионы WEC в своих классах получают автоматическое приглашение на главную гонку сезона, равно как и чемпионы Европейской серии «Ле-Ман» (ELMS) и «азиатской серии Ле-Ман» (ALMS). Их особенность в том, что там не принимают участия машины класса LMP1. Действующими чемпионами ELMS является экипаж команды G-Drive Racing во главе со знакомым болельщикам по «Формуле-1» голландцем Гидо ван дер Гарде.

Для 60 автомобилей наверняка нужна большая трасса. Как она выглядит?

Длина «Ле-Мана», или кольца «Сарт», составляет более 13,5 километров – это действительно много по меркам автоспорта. Особенность трека в том, что он соединяет в себе как специально построенные участки, так и дороги общего пользования. Последних гораздо больше, так что строить пришлось не так много, хотя внутри большого кольца есть маленький автодром, принимающий «Мото Гран-при» и «24 часа Ле-Мана» среди мотоциклов. Особенностью же основной трассы является преобладание прямых участков, что приводит к высокой средней скорости на круге. Это дает преимущество машинам с более мощными двигателями и также повышает опасность гонки.

Машины сутки ездят по кругу: что в этом интересного?

«24 часа Ле-Мана» – нетипичное событие в мире автоспорта, поэтому его просмотр даже по телевизору, не говоря уже о реальном присутствии на трассе, отличается от всего остального.

Бывают такие ситуации, когда по несколько часов на трассе почти ничего не происходит, но также происходят и абсолютно эпичные истории – например, поломка лидирующей «Тойоты» всего за три минуты до финиша в прошлом году. Именно ради таких эмоций марафон и смотрят, обычные мерки к нему неприменимы.

«24 часа Ле-Мана» – это как фильмы Уэса Андерсона и Софии Копполы, их смотрят не ради экшна, а чтобы проникнуться атмосферой. Лучше всего это, конечно, делать вживую, но когда ты видишь отчаяние руководителей «Тойоты» или уставших механиков и гонщиков, счастливых от того, что смогли проехать гонку полностью, величие «Ле-Мана» чувствуется даже через экран. Неудивительно, что марафон вдохновил стольких людей на создание фильмов по своим мотивам. Суть «Ле-Мана» в том, что каждый год мы видим, как гонщики, далеко не все из которых профессионалы, преодолевают себя и в прямом эфире проходят испытание.

Помимо этого, ле-мановские прототипы – это одни из самых красивых машин в истории человечества, да и спорткары вроде Ferrari 488 GTE не могут не радовать глаз.

В «24-х часах Ле-Мана» легко выбрать объект для боления. Те, кто смотрит «Формулу-1», увидят старых знакомых в лице Казуки Накадзимы, Рубенса Баррикелло, Джанкарло Физикеллы и многих других. Участниками гонки бывают звезды вроде футболиста Фабьена Бартеза, который, кстати, поедет не в любительском классе, а в LMP2. Наконец, WEC – это та серия, где русские на первых ролях. Команда G-Drive Racing – чемпион 2015 года, заняла третье место в прошлом сезоне, стала второй в LMP2 в «24-х часах Ле-Мана» 2016 года, а также выиграла 6-часовую гонку в Спа всего неделю назад.

В этом году знаменитейшая гонка Европы отмечает 90-летний юбилей. Пока вы готовитесь следить за очередной 24-часовой каруселью на трассе Сартэ, мы решили вспомнить самые яркие, драматичные, а порой и трагичные моменты истории Ле-Мана. Погнали!

1. Самый первый раз. Chenard-Walcker. 1923

Тогда все было иначе. Вместо ровного как стекло асфальта - слегка выровненная грунтовка, вместо стационарных трибун - временные. Правила - и те читались совершенно иначе. Изначально почетный кубок от фирмы Rudge Whitworth планировали вручать экипажу, который преодолеет наибольшее расстояние по итогам... трех ежегодных гонок подряд!

К счастью, достаточно быстро довольно абсурдный регламент упразднили. Зато герои у первого Ле-Мана были самые настоящие. Только взгляните на Chenard-Walcker 3 litre Sport, на котором Андрэ Легаш и Рене Леонар первыми пересекли финишный створ 27 мая 1923 года, ровно сутки спустя после старта.

К слову, ни Андрэ, ни Рене не являлись профессиональными пилотами, а работали простыми инженерами-технарями на фирме Chenard-Walcker. Всерьез гонять вот на такой посудине?! Ну разве не герои они после этого?!

2. Непобедимые и легендарные. Bentley Speed Six. 1929

«Не вижу особого смысла участвовать в этой странной гонке... Положительно, 24 часа Ле-Мана нам неинтересны!» Слова Уолтера Бентли, одного из основателей легендарной британской марки, особенно забавно цитировать сейчас, когда на счету бренда шесть побед в абсолютном зачете.

Причем мнение главы компании в любом случае не совпадало с точкой зрения частных пилотов - уже на самом первом Ле-Мане-1923 экипаж канадца Джона Даффа и британца Фрэнка Клемента пришел к финишу 4-м, а на следующий год интернациональная команда гонщиков-любителей стала первой.

Но настоящая эра Bentley началась в 1927-м, когда на старт впервые вышла заводская «конюшня». Результат - четыре победы кряду, причем в 1929-м знаменитые «Бентли бойз» и вовсе оккупировали верхние четыре строчки абсолютного зачета.

3. Итальянское наступление. Alfa Romeo 8C. 1931

Эпоху Bentley в Ле-Мане сменила эра властвования Alfa-Romeo. Начиная с 1931-го, гоночные автомобили из Милана четыре года подряд приходили к финишу первыми в абсолютной классификации.

Любопытно, что на финише гонки 1933 года Alfa-Romeo 8C 2300 экипажа Реймон Соммэ-Тацио Нуволари опередил такую же «Альфу» занявших второе место одноклубников Луиджи Чинетти-Филиппа де Гинзбурга, всего на 9,5 секунд. Для 24-часовой гонки это называется ноздря в ноздрю!

4. Без перерывов. Луиджи Чинетти. 1948

Быстро завоевав популярность, Ле-Ман стал неотъемлемой частью гоночного календаря старушки Европы. Прогулы случались лишь по уважительным причинам. В 1936 году гонку отменили из-за общенациональной забастовки во Франции, а в период с 1940-го по 1947-й и всей Европе было не до спорта.

Когда же в 1948-м состоялся первый послевоенный Ле-Ман, он стал истинным символом вернувшейся мирной жизни. Кстати, победивший в тот год итальянец Луиджи Чинетти принес первый триумф тогда еще малоизвестной марке Ferrari. У «Гарцующих жеребцов» все было еще впереди...

5. Монстр, просто монстр. Cadillac Le Monstre. 1950

Занятных, чудных и просто устрашающих конструкций на старте Ле-Мана за 90 лет мы повидали немало. Но самой страшной кракозяброй следует, наверное, признать вот это чудовище. Хотя бы потому, что это не просто поделка неизвестных кулибиных от автоспорта, а машина весьма уважаемой американской марки. Команда американского пилота Брюса Каннингема заявила на Ле-Ман 1950 года сразу два Cadillac.

Совершенно серийный DeVille и прототип Cadillac Spider, с обтекаемым кузовом, разработанным авиаинженером Говардом Вайнманом. Спорить можно о его аэродинамических качествах, но не эстетических. Французская пресса сразу назвала машину Le Monstre - перевод, думается, не требуется. В самой же гонке Spider преследовали проблемы с надёжностью, и к финишу «Монстр» доковылял лишь 11-м, на одну позицию позади совершенно стандартного Cadillac DeVille. Вот она гримаса фортуны!

6. Дисковые тормоза решают. Jaguar C-type. 1951

Та победа Jaguar в 24-часовой карусели стала знаковой сразу по нескольким причинам. Во-первых, для марки из Ковентри гонка 1951-года была дебютным стартом в Ле-Мане, и тут сразу, безо всякой раскачки, такой успех!

Важнее, что гоночный C-type, представлявший собой, по сути, спортивный родстер серии XK, облаченный в специальный аэродинамический кузов, дал путевку в жизнь дисковым тормозам, без которых современный автомобиль и представить невозможно. Во многом благодаря дисковым «когтям» Стирлинг Мосс показал быстрейшее время, а победителем стал другой экипаж Jaguar - Питер Уокер и Питер Уайтхед.

7. 24 часа за рулем. Пьер Левек. 1952

Этого замечательного французского пилота обычно вспоминают в связи с трагедией Ле-Мана-55 - ведь именно Пьер был за рулем того самого Mercedes-Benz, оказавшегося в эпицентре трагической заварушки...

Пьер Левек

Жаль, немногие слышали об истинной геройской для Левека гонке 1952 года. Тогда французский пилот отважился на отчаянный поступок, решив преодолеть расстояние 24-часового марафона в одиночку! Самое потрясающее, Пьер был буквально в шаге от победы в абсолютном зачете.

За полчаса до финиша Левек уверенно лидировал, но титаническая усталость, накопившиеся за сутки безостановочной езды, дала о себе знать. Переключаясь вниз, он ошибся с передачей и перекрутил мотор своего Talbot-Lago T26. Увы и ах, победа, которая была на расстоянии вытянутой руки, ушла к заводским пилотам Mercedes-Benz...

8. Черная суббота. 1955

Вспоминая самые-самые моменты одной из известнейших гонок мира, никак, к сожалению, не пройти мимо трагичной страницы - страшной аварии 1955 года, унесшей жизни 84 человек. Дело было так. Лидировавший Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередном круге Austin Healey 100 британца Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш.

Вдруг из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz SLR300 Пьера Левека. Удар!

Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась - Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и взорвалась. Горящие обломки гоночного автомобиля, словно картечь, стали косить зрителей на центральной трибуне...

9. Последний триумф. Ferrari. 1965

С тех пор как Луиджи Чинетти выиграл первый послевоенный Ле-Ман, роман итальянской Ferrari с французской трассой завертелся не на шутку. Девять побед в абсолюте - какие уж тут могут быть игрушки?! Ну а первая половина 60-х и вовсе превратилась в сплошное доминирование красных - шесть титулов подряд!

Не будет большой ошибкой сказать, что именно тогда и закладывался фундамент легендарной славы Ferrari, сегодня выросшей до небес. Но все когда-нибудь заканчивается - гонка 1965 года, победу в которой одержал австрийско-американский экипаж Йохен Риндт (на снимке)-Мастен Грегори, так по сей день и остается последним триумфом «Гарцующих жеребцов» в Ле-Мане.

10. Загнавшие лошадей. Ford GT40 Mk.II. 1966

Внук Генри Форда, Генри Форд Второй, руководивший империей «Голубого овала» с 1945-го по 1979-й, слыл страстным фанатом автоспорта. Именно с его легкой руки компания стала тратить огромные средства на гонки по обе стороны океана, при этом заветной мечтой Генри была победа в Ле-Мане, который в первой половине 60-х полноправно принадлежал Ferrari.

Говорят, Форд даже обращался к «Коммендаторе» с предложением... купить всю компанию с потрохами, но получил категорический и жёсткий отказ. Тогда Генри распорядились во чтобы то ни стало построить машину, которая побила бы «Гарцующих жеребцов». Так появился Ford GT40, с гениальным шасси от конструктора Эрика Бродли и 7-литровым мотором от Ford Galaxie.

Разработка машины обошлась «Голубому овалу» в огромную сумму, но цель была достигнута - в 1966-м Крис Амон и Брюс МакЛарен на Ford GT40 Mk.II выиграли марафон в Сартэ. Впрочем, и в следующие три года «сороковым» также не было здесь равных.

11. Шампанского - всем! Дэн Герни. 1967

Мы уже привыкли - после финиша пилоты скачут по пьедесталу, обливаясь шампанским. Многие не сомневаются - этой веселой и мокрой традиции уже сто лет в обед. Но это не совсем так. На самом деле, вплоть до 1967 года никто не устраивал душ из игристого. Первым же стал американский пилот Дэн Герни.

После победного для себя финиша 24-часовой гонки в Ле-Мане Герни, выступавший за рулем Ford GT40, увидел в толпе у пьедестала Генри Форда Второго. Желая разделить радость победы с хозяином «Голубого овала», Дэн хорошенько встряхнул трехлитровую бутыль Moet Chandon и щедро обдал Форда благородным напитком.

12. Старт пешком. Жаки Икс. 1969

Старт типа «Ле-Ман» - неотъемлемая часть шарма французской гонки. По сигналу стартера пилоты бегут через прямую к своим машинам, на ходу заводят моторы и уходят на трассу. Поистине зрелище, которое невозможно забыть. Чтобы гонщикам удобнее было запускать двигатели, Porsche даже расположила замок зажигания слева - правой рукой одновременно втыкалась первая передача в коробке. Отчаянная борьба за мгновения приводила к тому, что пилоты пренебрегали ремнями безопасности и организаторы закрывали на это глаза. До поры...

Вот этот кадр в свое время облетел все спортивные газеты мира. Сигнал стартера, давшего отмашку 24-часовой гонке 1969 года уже прозвучал, все пилоты стремглав несутся к машинам и только один из них неспешно, сохраняя чувство собственного достоинства, идет к автомобилю пешком. Так бельгиец Жаки Икс протестовал против пренебрежения правилами безопасности.

Как же он был прав! Не пройдет и пяти минут, как один из торопыг - частник Джон Вульфи, «забывший» пристегнуться, насмерть разобьётся на своем Porsche 917. А никуда не спешивший Икс сутки спустя преодолеет финишный створ победителем.

Кстати, начиная со следующего года, старт типа «Ле-Ман» отменили.

13. Porsche. Самый главный чемпион. 1970

Это началось в 1970-м, а закончилось лишь на пороге нового века. За славную тридцатилетку автомобили Porsche стали настоящими королями Ле-Мана, одержав в общей сложности 16 побед в абсолютном зачете. Больше до сих пор нет ни у кого. Ну а наиболее запоминающимся, пожалуй, стал самый первый успех 1970 года.

Тогда пятерке заводских Porsche противостояла пятёрка заводских Ferrari. И эпическая битва закончилась убедительной победой немецкого оружия. Первым к финишу примчался Porsche 917 Ханса Херманна и Ричарда Эттвуда, опередивший лучший из Ferrari на - страшно даже и подумать - целых 30 кругов!

14. Фильм, фильм, фильм! Стив МакКуинн. 1971

Парадокс - известный актер Стив МакКуинн хоть и считался неплохим гонщиком, но в самом Ле-Мане никогда не участвовал. Тем не менее, его имя золотыми буквами вписано в историю гонки. Еще бы, ведь полнометражный фильм «Ле-Ман», вышедший в прокат в 1971-м, как несложно догадаться из названия, посвящен 24-часовой гонке во Франции. В ленте крайне мало диалогов, зато полным полно автомобилей, шума и скорости.

При съемках использованы кадры хроники и сюжетная канва Ле-Мана 1970 года, вошедшего в историю как "Битва Титанов" - заруба заводских команд Porsche и Ferrari. В США фильм провалился, но среди поклонников автоспорта «Ле-Ман» наряду с «Гран-при» Джона Франкенхаймера справедливо считается одной из лучших кинематографических работ, посвященных гонкам.

15. Гоночный хет-трик. Грэм Хилл. 1972

В мире кольцевых автогонок с Ле-Маном по части престижа и статуса могут сравниться разве что «500 миль Индианаполиса» и Гран-при Монако F1. Причем на текущий момент только единственному пилоту в истории удалось выиграть все три соревнования. Обладателем уникального гоночного хет-трика является англичанин Грэм Хилл.

Гонку в карликовом княжестве он выиграл еще в 1963-м, спустя пять лет добавил к этому успеху вторую часть эпического достижения, победив в «Инди-500», наконец, в 1972-м, уже завершив карьеру в F1, Хилл за рулем Matra MS670 выиграл и в Ле-Мане.

16. Лучший гонщик среди актеров. Пол Ньюман. 1979

В отличии от Стива МакКуинна, другой известнейший голливудский актер Пол Ньюман действительно принимал участие в Ле-Мане. Причем в распоряжении американца был хороший автомобиль - Porsche 935 Turbo, профессиональная команда Dick Barbour racing и быстрые напарники, включая экс-пилота F1 Рольфа Штомеллена.

Так что итог - второе место в абсолюте - не должен особо удивлять, учитывая, что и сам Ньюман слыл вполне быстрым пилотом. Другое дело, что впечатления от гонки у американца остались не самые приятные. В паддоке и боксах его буквально преследовала толпа папарацци, причем назойливые фотографы порой даже мешали Ньюману при пересменке экипажей в пит-лейне! Как результат - первый ле-мановский опыт Пола так и остался единственным.

17. Все своё! Жан Рондо. 1980

Среди победителей Ле-Мана немало французов, да и местные автомобильные бренды не раз праздновали успех на трассе Сартэ. При этом достижение Жана Рондо уникально и, весьма вероятно, так и останется единичным.

Ведь в 1980 году этот француз одержал победу в Ле-Мане, выступая на автомобиле собственной конструкции! Конечно, во многом этот результат стал счастливым стечением обстоятельств.

В тот год Porsche решила не посылать на гонку заводскую команду, а сильнейшей из клиентских экипажей Жаки Икс-Райнольд Йост преследовали технические неполадки. И, тем не менее, победа есть победа!

18. Быстрее не бывает! Welter Project 400. 1988

Необычайная притягательность Ле-Мана не только в захватывающих дух поединках великих пилотов и команд. Прелесть гонки и в шансе отличиться для простых смертных. Причем речь не только о разнообразии классов, но и просто о любопытных достижениях. Наверное, немногим известно, что рекорд максимальной скорости на трассе Сартэ принадлежит не Ferrari, Porsche или Jaguar, а команде Welter Racing - детищу бывшего главного дизайнера Peugeot Жерара Вельтера. Аэродинамически изощренный прототип WM P88 с 3-литровым мотором Peugeot, созданный, что называется, в свободное от основной работы время, на гонке 1988 года установил скоростной рекорд.

В конце прямой «Мульсанн» ему намерили 405 км/ч! И неважно, что в поворотах WM P88 был практически неуправляемым, да и до финиша в итоге прототип не добрался, зато установленный рекорд - это уже на века. Ведь модернизированная из соображений безопасности конфигурация трассы даже современным спортпрототипам не позволяет разогнаться быстрее четырех сотен...

19. Роторный триумф. Mazda 787B. 1991

Ле-Ман всегда был довольно либерален в плане технических нововведений. В 50-х годах здесь стартовали машины с газотурбинными силовыми установками, в конце 70-х победу в классе праздновал Porsche 911, заправленный этанолом, но первым по-настоящему громким успехом «альтернативных силовых агрегатов» стала победа роторно-поршневой Mazda 787B. Триумф сколь заслуженный, столь и нежданный.

Достаточно сказать, что до сих пор ни один японский автомобиль не выигрывал в Ле-Мане. Кроме того, 2,6-литровый роторный мотор Mazda выдавал лишь 700 л.с., и она была далеко не самой быстрой машиной на трассе, зато - самой надежной. Джонни Херберт, Бертран Гашо и Фолькер Вайдлер к финишу привезли второму призеру два круга.

20. Вив ля Франс! Peugeot 905. 1993

Парадокс - самая французская в мире гонка самим французам покорялась не так уж и часто. Достаточно сказать, что британские и немецкие команды добыли на Сартэ больше побед, нежели доморощенные бренды. Тем сильнее в Ле-Мане болеют за своих, а в случае успеха - так и вовсе сходят с ума.

Так было и в 1993-м, когда спортпрототипы Peugeot 905 оккупировали три верхние строчки по итогам 24-часовой карусели. И пусть в тот год у заводской команды Peugeot-Talbot Sport, возглавляемой, к слову, небезызвестным Жаном Тодтом, по сути, не оказалось серьезных соперников - неважно. Вся Франция в тот летний день не спала до утра, празднуя победу своих!

21. Серийный чемпион. McLaren F1. 1995

«Больше всего на свете мне не хотелось, чтобы на моей машине участвовали в настоящих гонках!» Слова Гордона Марри, человека, подарившего миру McLaren F1, не стоит считать пафосной бравадой. До опыта с дорожным гиперкаром Марри создавал Brabham и McLaren в настоящей Формуле 1, так что как никто другой южно-африканец знал - разница между спортивной и гоночной машинами колоссальная.

Другое дело, что покупатели сверхбыстрых и сверхдорогих McLaren F1 заваливали штаб-квартиру фирмы просьбами подготовить версию модели для кольцевых гонок... И, как оказалось, Марри зря боялся - уже первый выход в большой гоночный свет оказался для его детища чемпионским. В 1995-м экипаж Янник Дальма-Юрки-Ярви Лехто-Масанори Секия привел McLaren F1 LM к первому месту.

22. Полет валькирии. Mercedes-Benz CLK-GTR. 1999

Неприятности для немцев начались еще до старта. В квалификации вдруг взлетел Mercedes-Benz CLK-GTR Марка Уэббера. У машины были проблемы с аэродинамикой - при движении в слип-стриме, особенно на неровных участках трассы, на переднюю часть CLK-GTR действовала избыточная подъемная сила.

Тем не менее, «трехлучевые» приняли решение стартовать в гонке. Зря. Всего через несколько часов Mercedes-Benz Питера Дамбрека неожиданно взмыл в воздух, совершил несколько сальто и приземлился уже за пределами трассы. Удивительно, но сам шотландский пилот отделался испугом, хотя легким его и не назовешь. Впечатляющий полет зафиксировали телевизионные камеры, и сегодня эффектное видео можно легко отыскать в YouTube.

И хотя жертв и разрушений удалось избежать, сразу после аварии Mercedes-Benz немедленно снял с гонки оставшиеся экипажи. От греха подальше.

23. Дизель рулит! Audi R10 TDI. 2006

Конечно, турбодизель на спортпрототипе Audi R10 появился скорее забавы ради, нежели из насущной необходимости. В условиях тотального доминирования «Четырех колец» в нулевые годы нынешнего века такой шаг кажется даже логичным - победу спортпрототипа, работающего на тяжелом топливе, можно более эффективно использовать для рекламных целей, особенно в Европе, где все без ума от дизельных моторов. Так оно и вышло.

Неожиданным стало лишь то, что дизельную моду вслед за Audi подхватили и французы из Peugeot, на 908HDI выигравшие гонку 2008 года.

24. Есть восемь раз! Том Кристенсен. 2008

За 90 лет истории у Ле-Мана набралось немало многократных героев. По пять раз знаменитый марафон выигрывали Дерек Белл, Эммануэлле Пирро и Франк Биела, 6 триумфов у уже знакомого нам Жаки Икса, но абсолютный рекорд - 8 первых мест - принадлежит скромному датчанину Тому Кристенсену.

И пусть завистники говорят, что большинство успехов Кристенсена пришлись на эру безраздельного властвования Audi, когда не выиграть было сложнее, чем выиграть. На все это мы отвечаем - ерунда. Случайно выиграть Ле-Ман 8 раз, причем из них 6 раз подряд, просто невозможно.

Путеводитель по Ле-Ману:

Ле-Ман был любимым домом семьи Плантагенетов, графов Анжу, Турена и Мэна. Крошечный старый квартал, в тени великолепного собора, прекрасно сохранился, а за пределами города вы можете посетить безмятежное цистерцианское аббатство Эпау и, конечно же, автодром.

Будучи крупным промышленным и традиционно левым городом, атмосфера Le Mans едва ли может отличаться от буржуазного , расположенного в 80 км к югу.

историческая столица региона Мэн, захвачена автомобильными фанатиками в середине июня для знаменитой 24-часовой гонки. Однако в остальное время года его посещают несправедливо.

Город Le Mans

Современный центр Ле-Мана — это площадь Республики, граничащая со смесью зданий в стиле Belle Epoque и более современными офисными зданиями, а также с барочной частью église de la Visitation. Почти все достопримечательности лежат в прекрасном старом квартале, на возвышении, прямо к западу от собора.

Добраться в Ле-Ман:

На поезде:

  • Из : c , 54 минуты, билет от 33,30 € (TGV — 55 мин / TER — 2:18 в пути)
  • Расписание поездов в Ле-Ман:
    • Ligne 26 Le Mans — La Fleche — Saumur du 9-12-18 au 05-07-19 (PDF, 392.67 Ko) Mise à jour le 28 novembre 2018.
    • Ligne 21 Le Mans — Angers — Nantes du 11-02-19 au 06-04-19 V3 du 14-02-19 (PDF, 351.82 Ko)
    • Ligne 24 Le Mans — Alencon — Caen du 09-12-18 au 05-07-19 V3 du 19-12-18 (PDF, 165.16 Ko) Mise à jour le 19 décembre 2018.
    • Ligne 25 Le Mans — Chateau-du-Loir — Tours du 09-12-18 au 05-07-19 V3 du 13-02-19 (PDF, 156.16 Ko) Mise à jour le 14 février 2019.
    • Ligne 23 Le Mans — Nogent-le-Rotrou — Paris du 02-03-19 au 14-04-19 V2 du 21-02-19 (PDF, 362.48 Ko) Mise à jour le 11 mars 2019.
  • Вокзал Ле-Мана:
    • адрес: Gare SNCF Place du 8 Mai 1945 72000 Le Mans
    • время работы: будни 3:00 — 0:00, сб 5:45 — 23:00, вск и празд. 7:45 — 0:00
    • билетные кассы: пн 6 — 20, пт — чтв 6:30 — 20:00, пт 6:30 — 20:30, сб 7 — 20, вск и празд. 8:00 — 20:30

На автобусе:

  • Из Парижа : Quibus от вокзала Paris Bercy / , 3:20 в пути, билет 9,00 €
  • Отправление из Парижа: 7:45, 13:38, 16:00, 16:30.

Le Mans La Nuit des Chimeres

Достопримечательности Ле-Мана:

Кафедральный собор св. Юлиана

Главная достопримечательность Ле-Мана - так и недостроенный средневековый собор св. Юлиана. Первоначально это была романская церковь, на которую наложились уровни готики. Собор славится своими витражами.

Старый город Ле-Мана

Живописный исторический центр Ле-Мана (его еще называют город Плантагенетов — Cite Plantagenet ) окружен остатками галло-римской стены. Местные готические церкви и особняки эпохи Ренессанса резко контрастирует с окружающей современной застройкой из стекла и бетона.

Цистерцианское аббатство Лепо

У старых ворот города расположено цистерцианское аббатство Лепо (ABBAYE DE L’ÉPAU), основанное в 1229 году королевой Беренгарией, переехавшей жить в Ле-Ман после гибели своего супруга, Ричарда Львиное Сердце.

Замок графов Мэна

Le Palais des Comtes du Maine (замок графов Мэна) сохранился в сильно перестроенном виде. Здесь родился английский король Генрих II.

Ежегодные гонки Ле-Мана

24 Heures du Mans

Ассоциация Ле-Мана с автомобилями началась рано, когда местный основатель колокола Амаде Болье построил первый в мире автомобиль в 1873 году — хотя он был оснащен паровым двигателем, поскольку двигатель внутреннего сгорания Готтлиба Даймлера появился только в 1887 году. Спустя столетие Ле-Ман Огромный завод Renault, работающий в юго-западном пригороде, и гонка 24 Heures — гигант гоночного календаря, в котором участвует четверть миллиона бензоголовых, из которых 80 000 — британцы.
Первой большой гонкой в ​​Ле-Мане стал Гран-при автомобильного клуба l’Ouest в 1906 году. Два года спустя Уилбур Райт взлетел на своем прототипе самолета рядом с тем, что сейчас является самым быстрым отрезком гоночной трассы, оставаясь в эфир более девяноста минут и установление нового рекорда в процессе. В 1923 году прошли первые 24-часовые автомобильные гонки по трассе протяженностью 13,6 км со средней скоростью 92 км / ч (57 миль в час). Установлено классическое правило — все водители должны производить ремонт на трассе. Первоначальное самоубийственное начало, когда водители бежали к своим машинам из стоящего состава, было отменено только в 1970 году, в год, когда Porsche начал свою легендарную серию побед.

В 1979 году актер Пол Ньюман финишировал вторым; В следующем году француз Жан Рондо выиграл в машине, которую сам построил.

В эти дни доминируют дорогостоящие профессиональные команды. В 2003 году гонку выиграла британская команда Bentley, впервые с 1930 года взявшая клетчатый флаг. Три гонщика преодолели около 5000 км (3000 миль) за 24 часа, в среднем около 210 км / ч (130 миль в час). Для одного члена команды, Тома Кристенсена, это была его четвертая победа за многие годы и пятая в общем зачете. Возвращаясь к своей обычной Audi R8 в следующем году, Кристенсен снова выиграл — и в 2005 году он наконец-то передал 23-летний рекорд Джеки Икса о шести победах в Ле-Мане. В 2006 году, однако, он был побежден на третье место другой и несколько необычной Audi, R10 — первым дизельным автомобилем, когда-либо выигравшим 24 Heures.

Le Mans’ associations with automobiles began early, when local bell-founder Amadée Bollée built the world’s first car in 1873 – though it was steam-powered, as Gottlieb Daimler’s internal combustion engine only appeared in 1887. Over a century later, Le Mans has a huge Renault factory operating in its southwest suburbs, and the 24 Heures race is a giant of the racing calendar, attended by a quarter of a million petrolheads – 80,000 of them British.
The first big race at Le Mans was the Grand Prix de l’Automobile Club de l’Ouest in 1906. Two years later, Wilbur Wright took off in his prototype aeroplane, alongside what is now the fastest stretch of the racetrack, remaining in the air for over ninety minutes and setting a new record in the process. 1923 saw the first 24-hour car race, run on the present 13.6-kilometre circuit, with average speeds of 92kph (57mph). It established the classic rule – that all drivers must make repairs on the circuit. The original suicidal start, which saw drivers running to their cars from a standing line-up, was only abolished in 1970, the year Porsche began their legendary winning streak.
In 1979, the actor Paul Newman finished second; the following year a Frenchman, Jean Rondeau, won in a car he had built himself.
These days, expensively backed professional teams dominate. In 2003, the race was won by a British team, Bentley, the first time they had taken the chequered flag since 1930. The three drivers had covered some 5000km (3000 miles) in the 24 hours, averaging around 210kph (130mph). For one member of the team, Tom Kristensen this was his fourth victory in as many years and his fifth overall. Reverting to his usual Audi R8 the following year, Kristensen went on to win again – and in 2005 he finally passed Jacky Ickx’s 23-year-old record of six wins at Le Mans. In 2006, however, he was beaten into third place by a different and somewhat unusual Audi, the R10 – the first diesel-powered car ever to win the 24 Heures.

Гоночная трасса и Музей автомобилей (Musée de l’Automobile)

Автодром Sarthe, на котором каждый год проходит всемирно известная гонка 24 Heures du Mans, простирается на юг от окраины города по обычным дорогам. Самый простой способ ощутить вкус трассы — это просто проехать по главной дороге к югу от города в сторону Тура, отрезка обычной трассы, которая следует по печально известной улице Мулсанн на 5,7 км — расстояние, на котором гоночные машины развивают скорость до 375 км / ч (230 миль в час), пока в 1989 году не были введены два chicanes, в результате чего обороты снизились на несколько ступеней. Вы можете следовать по прямой вниз до угла Mulsanne, повернуть по D140 в направлении Индианаполиса и угла Arnage, затем следовать по D139 до угла Ford, у входа в трассу Bugatti — специальный участок гоночной трассы 24-часового маршрута. ,

The Sarthe circuit, on which the world-renowned 24 Heures du Mans car race takes place each year, stretches south from the outskirts of the city, along ordinary roads. The simplest way to get a taste of the track is just to take the main road south of the city towards Tours, a stretch of ordinary highway which follows the infamous Mulsanne straight for 5.7km – a distance that saw race cars reach speeds of up to 375kph (230mph), until two chicanes were introduced in 1989, bringing the revs down a few notches. You can follow the straight down to the Mulsanne corner, turn along the D140 towards Indianapolis and the Arnage corner, then follow the D139 to the Ford corner, at the entrance to the Bugatti circuit – the dedicated race track section of the 24-hour route.

Гонки

Во время трехдневных гоночных выходных, которые проводятся с пятницы по воскресенье в середине июня, вам понадобится билет, чтобы добраться до трассы, так как дороги вокруг закрыты, а доступ строго контролируется. Билеты можно купить непосредственно у организаторов по адресу wwww.lemans.org или через туристический офис. Стоимость билета e61 за все три дня, e25 за пробные дни (пт и сб) и e39 за гоночный день, который всегда в Воскресенье. Вам понадобится отдельный билет (e61–102), чтобы получить доступ к трибунам трассы Bugatti: обязательно бронируйте заранее. Клубы и билетные агентства многих энтузиастов предлагают туристические пакеты, в том числе проживание, которое невозможно найти во время гонки, и важные парковочные талоны; попробуйте wwww.clubarnage.com или wwww.pageandmoy.com, или просмотрите объявления в журнале по автоспорту. Настоящие бензиновые головки заказывают себе место в одном из кемпингов. В другое время года вы можете посетить Ле-Ман Классик в сентябре и байкеры 24 Heures Moto в начале апреля, среди других гонок.

During the three-day race weekend, held from Friday to Sunday in mid-June, you’ll need a ticket to get anywhere near the circuit, as the roads all around are barred off and access is tightly controlled. Tickets can be bought direct from the organizers at wwww.lemans.org, or via the tourist office, and cost e61 for all three days, e25 for trial days (Fri & Sat), and e39 for race day, which is always on a Sunday. You’ll need a separate ticket (e61–102) to get access to the grandstands of the Bugatti circuit: be sure to book well in advance. Many enthusiasts’ clubs and ticket agencies offer tour packages including accommodation – otherwise impossible to find at race times – and the crucial parking passes; try wwww.clubarnage.com or wwww.pageandmoy.com, or look through the adverts in a motor-sports magazine. True petrol heads book themselves a place at one of the circuit-side campsites. At other times of the year you can attend the Le Mans Classic, in September, and the bikers’ 24 Heures Moto, in early April, among other races.

Musée de l’Automobile

Musée de l’Automobile (ежедневно: с февраля по май и с октября по декабрь с 10:00 до 18:00; с июня по сентябрь с 10:00 до 19:00; e7) находится на окраине трассы Bugatti, выделенного участка трассы главной цепи Sarthe. Музей представляет собой потрясающий парад из примерно 150 автомобилей, от скромного 2CV до классических гоночных автомобилей Lotus и Porsche, но есть и хорошая попытка документировать раннюю историю автомобильных гонок, включая автомобильную анатомию и автоматическую сборку. Визит заканчивается аудиовизуальными дисплеями, на которых исследуется мир автомобильных гонок, в том числе моделируемая скоростная трасса.

  • Время работы:
    • С 1 октября по 30 апреля: каждый день с 10 до 18 часов.
    • С 1 мая по 30 сентября: каждый день с 10 до 19 часов.
    • Последние записи за 1 час до закрытия
    • В исключительных случаях Музей 24 часов Ле-Мана закроется в 16:00: 24 декабря и 31 декабря 2018 года. Музей будет закрыт 25 декабря и 1 января 2019 года!
  • Билеты: Музей / Автодром / Музей + Автодром
    • Взрослые — 8,50 € / 3,50 € / 10,00 €
    • Дети 10 — 18 лет — 6,00 € / — / —
    • Дети до 9 лет — бесплатно / бесплатно / бесплатно
  • Продолжительность: 1ч45
  • Языки: английский, французский
  • Аудиогид для взрослых и детей, включенный в билет вашего бесплатного посещения
  • адрес:
  • Musée des 24 Heures du Mans
    9 Place Luigi Chinetti
    72100 LE MANS
    Coordonnées GPS: 47.9561393 – 0.2074816

Cathédrale St-Julien
At the crown of the old town is the immense cathédrale St-Julien, on cobbled place du Cardinal Grente (daily: late June to late Sept 8am–7pm; late Sept to late June 8am–noon & 2–6pm; free). The approach from the east, up the steps from place du Jet d’Eau and past the forest of flying buttresses that props up the incredibly tall Gothic choir, is undeniably dramatic. The older half of the cathedral, the nave, was only just completed when Geoffroi le Bel – the count of Maine and Anjou who wore a sprig of genêt (broom) in his hat, hence Plantagenet – married Matilda, daughter of Henry I of England, in 1129, founding the Plantagenet line. The cathedral is one of the greatest Romanesque structures in France, in both scale and decorative ingenuity. According to Rodin, the sculpted figures of the south porch were rivalled only by those at Chartres cathedral and the Parthenon in Athens; sadly, they are now blurrred by weathering. The archaic lozenge patterns of the west front date right back to the 1050s, when the nave was begun, but the most ancient stone of all is propped up against the southwest corner, a strangely anthropomorphic, pink-tinted menhir that may be a last remnant of a prehistoric sacred site at this spot. Local tradition would have you put your fingers in the holes for good luck.
Inside, for all the power and measured beauty of the Romanesque structure, it’s impossible not to be drawn towards the High Gothic choir. At the transept, there’s a vertiginous leap up to the 34-metre-high thirteenth-century vault.
The whole choir is filled with coloured light, filtered through the stained-glass windows, but the brightest colours are found in the chapelle de la Vierge, at the easternmost end of the choir, where the stunning vault is painted with angels singing, dancing and playing medieval musical instruments, set against a lustrous red background. The sacristy, on the south side of the ambulatory, is worth seeing for its single central column, which seems to fountain out into the vault above.

The city centre
The old quarter, known as Vieux Mans, lies on a hill above the River Sarthe to the north of the central place de la République. Its medieval streets, a hotchpotch of intricate Renaissance stonework, medieval half-timbering, sculptedpillars and beams and grand classical facades are still encircled by the original third- and fourth-century Gallo-Roman walls, which are among the best preserved in Europe and run for several hundred metres. Their shape, and the elaborate geometric details set into their pink brick, are best viewed from the river, which can be accessed by steep steps from the south side of place du Cardinal Grente.
Local crafts and history are showcased at the Musée de la Reine Bérengère, rue de la Reine-Bérengère (daily except Mon: May–Sept 10.30am–12.30pm & 2–6.30pm; Oct–April 2–6pm; e2.80, or e6 with Musée de Tessé), which is named after Queen Bérengère of Navarre, the wife of Richard the Lionheart.
The museum is dull, but the house is a beautiful fifteenth-century construction, one of many on the street. The Maison des Deux-Amis, opposite, gets its name from the carving of two men (the “two friends”) supporting a coat of arms between the doors of numbers 18 and 20.
Heading away from the cathedral, you enter the equally ancient Grande Rue. Further down on the left, just off place St-Pierre, a sixteenth-century apothecary’s shop known as the Maison d’Adam et Eve is superbly carved, the pair of original sinners apparently contemplating a gigantic toffee apple.
In the 1850s, a road was tunnelled under the quarter – a slum at the time – helping to preserve its self-contained unity. The road tunnel comes out on the south side, by an impressive monument to Wilbur Wright – who tested an early flying machine in Le Mans – and into place des Jacobins, the vantage point for the St-Julien apse. From here, you can walk east through the park to the Musée de Tessé (July & Aug Tues–Sun 10am–12.30pm & 2–6.30pm; Sept–June Tues–Sat 9am–noon & 2–6pm, Sun 10–noon & 2–6pm; e4, or e6 with Musée de la Reine Bérengère), where the highlight is an exquisite enamel portrait of Geoffroi le Bel, which was originally part of his tomb in the cathedral.
Otherwise, it’s a very mixed bag of paintings, furnishings and sculptures, while in the basement there’s a full-scale reconstruction of the ancient Egyptian tomb of Queen Nefertari, the principal wife of Ramesses the Great.
On summer nights, the cathedral and various other buildings in the old quarter are illuminated in a son et lumière show, called la Nuit des Chimères (daily: July 11pm; Aug 10.30pm; free), the highlight of which is a parade of mythical monsters projected along the length of the Gallo-Roman walls.
It’s worth making a brief foray out of the old quarter to see the church of Notre-Dame-de-la-Couture, on place Aristide-Briand. The Gothic choir and nave mostly date from the twelfth and thirteenth centuries, but you can still see some of the stonework and round arches belonging to the earlier Romanesque church, especially down in the crypt, which once housed the remains of St Bertrand.

The Abbaye de l’Epau
If car racing holds no romance, there’s another outing from Le Mans of a much more contemplative nature, to the Cistercian Abbaye de l’Epau (daily 9.30am–11.30am & 2–5.30pm; opening hours may vary in summer to accommodate exhibitions; t02.43.84.22.29; e3), 4km out of town off the Chartres–Paris road. If you haven’t got your own transport, take bus #14 from place de la République in Le Mans to the “Pologne” stop, from where it’s a five-minute walk. The abbey was founded in 1229 by Bérengère, or Berengaria of Navarre, the wife of Richard the Lionheart – though they rarely saw each other, and never had children, perhaps because of Richard’s probable homosexuality. In fact, Richard repeatedly spurned her, and formally repudiated her in 1196, after which she retired to Anjou and then, after fighting his brother John for a share of the rapidly diminishing Plantagenet territories in France, to Le Mans.
The abbey stands in the Cistercian’s favoured rural setting, and has remained more or less unaltered since its early fifteenth-century restoration after a fire.
You can visit the huge dormitory under its wooden barrel vault, and the typically plain abbey church, but the chapterhouse, whose four columns support a web of ribbed vaulting protecting Bérengère’s original tomb, is more interesting.
Her slightly outsized effigy clutches a book, representing her “life story”.

Eating and drinking
In the centre of town, the cafés and brasseries on place de la République stay open till late, while on nearby place l’Eperon there’s a very good, if pricey, traditional French restaurant, A Le Grenier à Sel (t02.43.23.26.30; closed Sun & Mon; menus from e18). The interior has a restrained, contemporary feel, with cool, pale colours, but the food has warmer and more classic tendencies: on the e60 tasting menu, mains might include beef with truffled potatoes, and scallops with pork belly in a cream of morel mushrooms. The most atmospheric restaurants are located in the labyrinthine streets of Vieux Mans, the old quarter. The Auberge des 7 Plats, 79 Grande-Rue (t02.43.24.57.77; closed Sun & Mon), does a good range of inexpensive plats and a good-value menu at e15. For a special occasion, make for the rustic Le Flambadou, 14bis rue St-Flaceau (t02.43.24.88.38; closed Sat lunch & Sun), which offers very meaty dishes from Périgord and the Landes (main courses around e15). Nearby on place St-Pierre, Le Fontainebleau (t02.43.14.25.74; closed Mon & Tues) has pleasant outside seating facing the Hôtel de Ville and serves classic French cuisine, with menus from e17.50.
There’s a daily market in the covered halls on place du Marché, plus a bric-abrac market on Wednesday, Friday and Sunday mornings on place du Jet-d’Eau, below the cathedral on the new town side.

Путеводитель по Ле-Ману:

На англ., фр, нем. языках.

Ле-Ман (Франция) - самые главные достопримечательности с фото и описанием. Подробная информация о городе и интересные маршруты по Ле-Ману на карте.

Город Ле-Ман (Le Mans)

Ле-Ман - город на западе Франции, расположенный на берегах реки Сарт в долине Луары, который был известен еще с галло-римских времен. Ле-Ман также является административным центром департамента Сарт. Это довольно крупный город, в котором проживает более 140 тыс. человек.

Ле-Ман - это город истории и искусства, это 20 гектаров старинных мощенных улиц и множество исторических зданий и достопримечательностей. В архитектуре города сплелись разные архитектурные стили: готика, романский стиль, ренессанс. Здесь отлично сохранились достопримечательности времен Римской империи и Средневековья.

Река Сарт - главная водная артерия Ле-Мана. Именно здесь, на правом берегу реки, после победы над галлами Цезарь основал город, ставший центром всего региона. Рекомендуем прогуляться по парку ILE AUX PLANCHES PARK, посмотреть на Port du Mans (речной порт).

Ле-Ман - один из самых зеленых городов Франции. Здесь даже в историческом центре достаточно много парков и зеленых насаждений. Многие парки насчитывают несколько веков своего существования.

География и климат

Климат города во многом определен близостью океана. Здесь довольно часто идут дожди. Летом здесь тепло. Зимой возможны небольшие морозы, часто выпадают осадки, но в целом зима мягкая.


История

Первые поселения на месте Ле-Мана существовали еще со времен неолита - более 4 тыс. лет назад. В 1 веке до нашей эры здесь существовал крупный галльский город, который был завоеван римлянами в 56 году до н.э.

Римляне принесли в город цивилизацию: построили бани, форум, проложили акведуки и окружили город крепкой стеной, фрагменты которой сохранились до наших дней.

В 5 веке с развалом могучей Римской Империи Ле-Ман завоевали франки. С этого времени Ле-Ман становится важным город французского королевства.


В 9 веке Ле-Ман подвергался многочисленным набегам - бритты, викинги, норманны. Кто только не грабил и не завоевывал город.

В первой половине 12 века Ле-Ман становится столицей графства Мэн, в составе английской короны.

В 1448 году при Людовике XI Ле-Ман снова входит в состав Франции.

17-18 века в городе настал промышленный бум - росло население, открывались мануфактуры и ремесленные лавки.

Городской транспорт

Городской транспорт Ле-Мана представлен автобусами и трамваями (две линии).


Кухня

В Ле-Мане, конечно, следует попробовать оригинальные местные блюда французской кухни - это блюда из различных видов мяса в зависимости от Ваших предпочтений и бутылочка местного вина, а также паштеты, колбасы, сыры, местные кондитерские изделия. Рекомендуем следующие заведения:

  • BISCUITERIE LA SABLESIENNE,
  • MAISON REIGNIER,
  • RESTAURANT AUBERGE DES 7 PLATS,
  • LA BOITE A DEJEUNER: REST URBAIN & EPICERIE BIO,
  • RESTAURANT L"EPI CURIEUX,
  • RESTAURANT LA BROCHETTE DU BOUCHER,
  • RESTAURANT LA BARAQUE A BOEUF,
  • RESTAURANT LE BISTROT DE LA VIEILLE PORTE.

Парковка в Ле-Мане

Как и во всех старых европейских городах в Ле-Мане узкие улочки и мало парковочных мест. Поэтому, если Вы путешествуете на авто, лучше парковаться на специальных платных парковках.

  • Place de République, въезд с улицы Avenue du Général De Gaulle
  • Rue du Vert Galant
  • Place des Jacobins

Проживание в Ле-Мане

Как в любом туристическом центре, в Ле-Мане большое количество отелей на любой вкус и кошелек: от хостелов и гостевых домов до шикарных отелей. Рекомендуем бронировать отель в историческом центре города. Для этого вполне подойдет любой сервис онлайн-бронирования, например, Booking. Также об проживании лучше позаботиться заранее.


Карты Ле-Мана с маршрутами и достопримечательностями

Старый город (2 км, примерно 30 мин) - сердце Ле-Мана. Здесь Вы можете осмотреть великолепный Сен-Жюльен, фрагменты галло-римских стен, исторические здания 16-18 веков.

Cathédrale Saint-Julien >Escaliers des Pans de Gorron > enceinte > rue Saint-Hilaire >Grande Poterne >rue de la Verrerie > rue du Bouquet >rue Saint – Pavin de la Cité > Cour d"Assé > Grande Rue > rue Saint – Honoré > place Saint- Pierre>rue Rostov-sur-le Don > Place Saint – Pierre > rue de l"Écrevisse > Grande Rue > Square Jacques Dubois > rue Reine Bérengère > place Saint- Michel


Район св. Николаса (1 км, примерно 15 минут)

Rue des Ponts Neufs >Place de la Sirène > rue Marchande >rue Bolton > rue Saint – Martin > rue de la Perle > rue Saint- Jacques > rue de l’Etoile > rue Jankowski > Place de la Sirène > rue Claude Blondeau > Carré Plantagenêt

Площадь республики (2,5 км примерно 30-40 минут)

Place de la République > boulevard René Levasseur > Place Aristide Briand > rue des Minimes > place de la République > rue Gambetta > rue Paul Courboulay > rue Pasteur > Place des Halles > rue du Vert Galant > rue Gambetta > Place de la République

Район Сент-Круа (3 км, 45-60 минут)

Rue du 33è Mobile > rue Gougeard > avenue Bollée > rue Jeanne d"Arc > rue Notre – Dame > rue de l"Éventail > Jardin des Plantes > rue Prémartine > rue Cauvin rue des Arène s> rue Bruyère > rue des Gladiateurs > Place (Esplanade) des Jacobins

Район Сент-Висент (примерно 60 минут, 4 км)

Avenue de Paderborn > rue Montesquieu > rue Lionel Royer > rue de l" Abbaye Saint – Vincent > rue de l’ Enclos > rue de Bellevue > rue Maurice Loutreuil > Place de la Croix de Pierre > boulevard Général de Négrier > rue de la Rivière > rue Julien Bodereau > rue de Tessé > Parc et jardins de Tessé

Район Рояль (4 км, примерно 60 минут)

Rue du Dr Galouëdec > Place de l’Église Notre – Dame du Pré > rue Ducré > rue Montoise > rue du Sergent Lebouc > rue Phillipe > rue de Beaulieu > Place du Souvenir Français >Cimetière de l" Ouest > avenue François Chancel > rue du Port à l" Abbesse > rue de la Blanchisserie > rue du Pré > rue Voltaire

Достопримечательности Лемана

Среди достопримечательностей Ле-Мана особенно выделяются старинные религиозные сооружения - соборы и монастыри.

Сен-Жюльен - одна из главных достопримечательностей Ле-Мана. Грандиозный кафедральный романско-готический собор, начинающий свою историю в 6 веке. Это одно из самых больших готических зданий Франции и Западной Европы.

Архитектура собора - это сложная смесь романского стиля и готики. Длина собора 134 метра, а высота в самой высокой части - 34 метра.


Сен-Жюльен - самая посещаемая достопримечательность долины Луары. Интерьер собора украшен старинными витражами, каменными барельефами. В соборе имеется старинный орган.

Аббатство Сен-Пьер - старинный монастырь, основанный в 11 веке. Это одно из самых больших и старых аббатств Западной Франции.


Адрес: 22 Rue Berthelot, 72000

Аббатство Сен-Винсент

Аббатство Сен-Винсент - бывший монастырь ордена бенедиктинцев, основанный в 6 веке. Архитектура монастыря - это интересная смесь романского стиля, готики и ренессанса.


Адрес: Rue de l"Abbaye Saint-Vincent

Сен-Пьер-ла-Кур - старинная церковь 10 века в Ле-Мане на юго-западе старого города.


Нотр-Дам-дю-Пре - католическая церковь 11 века, расположенная на правом берегу реки Сарт. Церковь была построена на руинах древней романской часовни в стиле готики.


Галло-римские стены - свидетели римского владения Галлией. Построены в 3 веке при Диоклетиане для защиты от варваров. Хорошо сохранился участок стен в почти полкилометра.


Красивые места Ле-Мана

Не одними соборами, аббатствами и стенами красив Ле-Ман. Очень рекомендуем прогуляться по следующим старинным улочкам, чтобы насладиться очарованием старого города:

  • rue du Chêne-Vert
  • Rue de Vaux
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Godard
  • Grande-Rue
  • rue Saint-Honoré

  • rue de Vaux
  • rue de la Pierre-de-Tucé
  • rue Saint-Pavin-de-la-Cité
  • rue des Chanoines
  • rue de la Reine-Bérangère
  • place du Cardinal-Grente
  • rue des Chanoines
  • Rue de la Porte-Sainte-Anne
  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue Saint-Hilaire

  • Rue Saint-Flaceau
  • Rue de la Vieille-Porte
  • Rue de la Verrerie
  • Rue du Petit-Saint-Pierre
  • Rue des Chapelains
  • Rue du Château
  • Rue du Doyenné

Красивый старинный город Ле Ман серьезно пострадал в годы Столетней войны. Он неоднократно разрушался, а во второй половине 19 века долгое время оставался под гнетом немецких оккупантов. Уникальные исторические и архитектурные памятники, которым удалось пережить все невзгоды, сегодня являются главным богатством города. Несмотря на то, что у многих путешественников Ле Ман ассоциируется, в первую очередь, с автогонками, город известен и своими многочисленными достопримечательностями.

Символом города считается собор Сент-Жюльен (Saint-Julien). Согласно историческим данным, первая церковь на его месте располагалась еще в 6 веке. Строительство собора, который гости города могут посетить сегодня, началось в 1060 году и длилось почти четыре сотни лет. На территории церкви похоронены члены королевской семьи, а непосредственно в ее стенах располагается гробница Св. Юлиана Ле Манского. Местные жители и сейчас считают его своим покровителем, поклониться святыне пребывают гости из самых разных уголков планеты.

После осмотра прекрасного религиозного памятника стоит отправиться в Музей Беренгарии (Musee de la Reine Berengere). Здание, в котором располагается музей, также представляет большую архитектурную ценность и датируется 15 столетием. Открытие музея состоялось в 1924 году, с тех пор его коллекция стремительно расширяется и пополняется все новыми артефактами. Сегодня в залах представлены коллекции исторических экспонатов, а также археологических находок, найденных в окрестностях города. Стоит отметить, что горожане являются непосредственными участниками создания музея. Буквально каждый считает своим долгом внести лепту в поддержание культурного памятника. Копирайт www.сайт

Интересным заведением является и Музей Тессе (Musee Tesse), который находится рядом с площадью Якобинцев (Jacobins). Он обязательно понравится тем, кто неравнодушен к живописи. В музее представлены работы известных французских и итальянских художников, часто в нем проходят выставки современных живописцев. Важным культурным объектом является аббатство Нотр-Дам-де-л"Эпо (L"Abbaye de l"Epau). Недавно архитектурный памятник начала 13 века был полностью отреставрирован, сегодня он является постоянным местом проведения концертов классической музыки и различных фестивалей. Среди прочих экскурсионных объектов, которые будут интересны гостям города, стоит отметить церковь Св. Жанны д"Арк. С этим ярким архитектурным памятником 11 века также связано немало интересных историй.

Великолепным памятником природы является парк Arche de la Nature, который чем-то напоминает сказочную ферму - и это ощущение прикосновения к волшебству не покидает посетителей ни на минуту. Именно из-за этой сказочно-пасторальной атмосферы многие туристы и посещают парк. Впрочем, здесь и располагается маленькая ферма, где можно взглянуть на домашних животных (лошадей, коз, коров), а также прекрасный сад с благоухающими растениями. Другой интересной природной достопримечательностью в Ле Мане является сад Jardin des Plantes, украшением которого являются не только прекрасные цветы и композиции из них, но и мастерски выполненные скульптуры.

Для туристов, увлекающихся эволюцией и биоразнообразием, будет интересно посетить Musee Vert, где можно узнать массу интересных сведений об этом. Посетителей ожидает просмотр красочного фильма и разглядывание коллекции чучел и скелетов животных. Для тех, кто приехал в Ле Ман ради знаменитых автогонок, следует совместить посещение ралли с визитом в Musee des 24 Heures du Mans, где туристы смогут посмотреть на культовые автомобили, которые в разное время занимали почётные места на автогонках. Впрочем, понравится в музее и тем, кто в город приехал не только ради автогонок - в особенности, это касается детей, которые с восторгом воспринимают каждый экспонат.

Ниже вы можете выбрать одну из экскурсий по Ле-Ману и окрестностям от частных гидов - местных знатоков региона.