Ясногорский монастырь польша. Панорама Ясная Гора. Виртуальный тур Ясная Гора. Достопримечательности, карта, фото, видео. Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

Начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута. Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское. Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят!) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
Эта святыня – монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была с её . Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

Третьи – это ворота Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими – в честь знаменитой польской королевской династии.
Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

A Брама Любомирских
B Брама Богородицы Королевы Польши
C Брама Богородицы Скорбящей
D Брама Ягеллоньска
E Зал Девы Марии
F Королевский бастион (бастион Потоцких)
G памятник Августину Кордецкому
H Сокровищница
I Алтарь перед Щитом
J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
K Памятник Иоанну Павлу II
L Бастион Морштынув
M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
O Дома музыкантов
P Сенакль (Пиршественный зал)
R Сад отдохновения
S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
U Вход на башню
V Часовня св. Антония
W Королевские покои
X Базилика
Y Ризница
Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
a Рыцарский зал
b Монастырский сад
c Трапезная и библиотека
d, e Монастырь
f Колодец
g Музей 600-летия
h Арсенал
i Хозяйственный двор
j Главный двор
k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа – это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве – символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши – Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут “Чёрной Мадонной”. По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве – это чудотворная .
Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в .
В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей. В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом. В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою. С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

Святыня находится в часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека – не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне. Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс – таково его мирское имя – родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга – это оборона Ясной Гуры во время “потопа”, как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия. Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне. Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году, Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе “Потоп”.

Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону “Королевой Польши”. А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал, расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время “потопа”. Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
“Повинен смерти”.

Плат Вероники.

Иисус второй раз упал под крестом.

Воздвиженье креста.

Оплакивание Христа.
Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁 В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
А вот ночлег в “Заязде Гуральском” неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше – там, по крайней мере, было тихо. Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
Ни камин в ресторане…
ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
да “охотиться” на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

Наши впечатления о Варшаве можно найти и . И не забудьте познакомиться с небольшим городом , он находится недалеко от Варшавы. В статье о мы расссказали о том, как в Польше отмечают .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.





    Ченстохова - город Чёрной Мадонны. Про неудавшиеся осады, склонённые головы и чудеса написано много, для меня Ченстохова началась в 91-м году, когда одна знакомая туда рванулась в паломничество вместе с толпами молодёжи, это впервые это было разрешено, но я не вникала, куда именно и к кому. Точнее, к Кому.

    Её написал евангелист Лука. Если сошествие Святого Духа пробудило в апостолах способности, которых у них прежде не было, то дар живописца как раз был одним из них.
    Она живая. Ей лет пятьдесят. Она смотрит на каждого, кто к ней приходит, печально и всепонимающе, как человек, который потерял самое дорогое в жизни и после этого продолжил жить.
    Рядом с ней шла служба, стояли абсолютно настоящие, а не ряженые, польские офицеры в самых разных мундирах и со знамёнами. Пройти можно по краю, слева, потом ныряешь в низкий коридор и поворачиваешь направо. Большинство становится на колени. Священник, который вёл службу, видел всех, посмотрел на меня и показал, как вытирают слёзы. Я кивнула. Оно именно так и есть.
    Позже, когда начинаешь что-то осознавать, понимаешь - да, это ближе всего к фаюмским портретам, тут даже иконы 11-го века рядом не лежали, это другое, куда более древнее, а младенец совсем пририсованный, намеренно, чтобы обозначить, кто это, а канонов, по которым можно изображать Оранту, например, тогда ещё вовсе не было, никто не придумал...
    Фотографировать внутри невозможно, во время прохода вообще об этом не думаешь, я даже не знаю, есть ли запрет, или он работает и так.

    Ясногорский монастырь, в котором хранится икона, принадлежит католическому монашескому ордену паулинов. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь располагается на холме, с которого виден весь город, точнее с башни в 106 метров. Монастырские постройки окружены с трех сторон живописным парком, а с четвертой стороны расположен парк с фонтаном, в котором в праздничные дни собираются многочисленные паломники. По углам монастыря выстроены массивные бастионы стреловидной формы. Икона хранится в Ясногорском монастыре с 1382 года, когда с широкого плеча один русский князь подарил ее полякам... А еще у нее шрамы от сабель гуситских воинов, об этом даже есть у Сапковского в "Саге о Рейневане". Поляки считают эту икону главной святыней страны, потому что нашествие шведов остановилось и откатилось именно в Ченстохове. Христиане отмечают праздник иконы – католики празднуют 26 августа, а православные – 6 марта. По некоторым данным это второе по посещаемости паломническое место.

    Возле монастыря стоят пушки - в память прошедших осад.

    Собственно, та встреча в 91-м году была организована Иоанном Павлом II.

    Первые из многочисленных ворот монастыря:



    Вторые ворота:

    Третьи:




    После того, как выходишь от мадонны, попадаешь в боковой придел.

    Там началась служба.




    Потом мы вышли и отправились бродить по монастырю. Там шло какое-то мероприятие в рамках "Года молодёжи" (кажется), видимо, в честь этого открыли много всего всякого, в бастионе нашёлся оружейный музей, а в другом помещении - выставка музыкальных инструментов.




    Набродившись, полезли на башню.


    Это без зума, для масштаба:





    Колокола звонили. Точнее, один.

    По дороге вниз:

    Как учили нас и, возможно, вас - от общего к частному.

    Мы с женой довольно много путешествуем.
    Чаще всего вдвоём, изредка с друзьями-знакомыми и периодически с турфирмами.
    При этом турфирмы обычно немецкие.
    Чаще всего это Trendtours, с которым мы были в Испании, Турции,
    Италии, на Кипре...
    Примерно раз в неделю они присылают нам как постоянным клиентам разные предложения с ценой на 100-200€ ниже
    регулярной, при условии что решение будет принято быстро.

    В этот раз поездка была в Польшу, а конкретно


    Krakau+Schlesien

    Известно что для лучшей продаваемости "туристического продукта" организаторы стараются впихнуть в программу как можно больше всякого, порой совсем ненужного.
    Так было и в этот раз.
    Например Катовице и Gleiwitz можно было бы пропустить и за счёт сэкономленного времени подольше побыть в монастыре с Чёрной Мадонной.


    Ченстохова.Ясна Гура Częstochowa. Jasna Góra

    На этом я, с вашего позволения, "отсебятину" закончу и воспользуюсь уже написанным показывая при этом свои (в основном) фото.

    Часы работы с 5 до 21, в воскресение идут мессы, поэтому наплыв паломников и туристов огромен.
    В наш приезд было невероятно много молодёжи, приехавшей сюда в преддверии выпускных экзаменов.

    Немного википедии:
    "В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова.

    Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде.

    На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина).

    Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве.

    С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.
    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии.

    Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов.

    Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло.

    Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску.

    В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость.

    Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году.

    Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны.

    18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы.

    Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

    Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства. Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены.

    В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа.
    В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии.

    Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их.

    Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

    В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ.

    После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

    Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо.
    Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке.
    Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк.

    16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

    По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован.
    После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны.

    В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского.

    Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.
    В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

    У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Góra», вещающая также в интернет."

    Исследователи же утверждают, что реликвия была создана в IX-XI веках в Византии.

    В 1382 году свое «святое путешествие» икона окончила в Ченстохове, в монастыре, основанном орденом монахов-паулинов в конце XIV века.

    Их пригласил из Венгрии польский князь Владислав Опольский.
    В XV веке обитель разграбили гуситы, но чудотворный образ был спасен.

    Сердце всей Польши находится между Варшавой и Краковом и является главным католическим центром страны, где хранится самая почитаемая реликвия - Ченстоховская икона Божией Матери. Небольшой уютный городок Ченстохова раскинулся на реке Варта, утопает в зелени, парках и костёлах, главным из них является монастырь Ясна Гора.

    Улочки скромные, слегка сонные, напоминают тихую провинцию удаленных городков, тем не менее чистые и носят на себе отпечаток, больших батальных воин за власть и религию. Ченстохова, с польского переводится как "часто прячущаяся" ("ченсто" — "часто" и "хова" — "ховаться, прятаться").

    Главной достопримечательностью города и паломническим центром, является монастырь Ясная Гора (Jasna Góra) и хотя правильнее по - русски звучит как Ясна Гура, всё же, тот вариант, как читается с латиницы более комфортен нашему слуху и в переводе не нуждается.

    Попасть в монастырь не сложно и бесплатно, с центрального входа есть большой паркинг, ориентиром расположения святыни, служит огромная 106-метровая колокольня, хорошо просматриваемая из разных частей города. Часы работы с 5 до 21, в воскресение идут мессы, поэтому наплыв паломников и туристов огромен.

    Также можно попасть в монастырь и с другого входа, не менее красивого, а может даже и более аутентичного, по зеленой лужайке, с прекрасным видом на панораму Ясной Горы,

    вдоль цветущих каштанов

    и лавок сувенирщиков, где в большом почете разнообразные изображения Ченстоховской Божий Матери, правда не лучшего качества и памятника Стефану Вышинскому.
    Польский кардинал, архиепископ—митрополит Варшавско-Гнезненский, примас Польши (Его называли Примасом Тысячелетия) с 12 ноября 1948 по 28 мая 1981. Слуга Божий Католической Церкви. Кардинал-священник с титулом церкви Святой Марии в Трастевере с 12 января 1953.Во время преследований за веру в 1953—1956 годах находился под домашним арестом. В 1962 году принимал участие во Втором Ватиканском соборе. Активно организовывал празднование тысячелетия крещения Польши в 1966 году. В бытность его примасом Польши краковский кардинал Кароль Войтыла был избран Папой Римским. Во время забастовок в Польше в 1980 году выступал посредником в переговорах властей и профсоюза "Солидарность". Умер в Варшаве от рака. Похоронен в кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве. Его именем назван теологический университет в Варшаве. В 1989 году начался процесс беатификации.

    Мой путь в обитель лежал через врата Любомирских,

    на брусчатке был выложен огромный герб из красного кирпича в виде птицы и большого ветвистого дуба

    вдоль мощных стен барбакана

    центрального парка, со скульптурами на библейские мотивы

    аллеи Пресвятой Девы Марии

    через врата Богородицы


    Мощные стены рвы, пушки, говорят о тяжелой военной истории сами. Не много википедии:
    "В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.
    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску.

    В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году.

    Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

    Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства. Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.
    После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше. В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь. Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса. У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Góra», вещающая также в интернет."

    Основным собором монастыря на Ясной Горе является Собор Святого Креста и Рождества Богородицы со старинными солнечными часами на фасаде.

    Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

    При входе, стоит красивейшая часовня святого Антония

    с прекрасными элементами барокко в интерьере

    Свод над храмом является "полом" колокольни

    Вход плавно перетекает в храм Святого Креста. Он считается одним из лучших образцов польского барокко.

    Интерьеры с многочисленными часовнями

    Пожалуй, стоит подняться на колокольню, вход почти бесплатный, фиксированной платы нет, нужно положить несколько злотых смотрителю, сколько? На своё усмотрение, они пойдут на поддержание колокольни в должном виде. Колокольня 106-метров в высоту была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена, состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Поднимая голову вверх, карабкаясь по ступеням, с губ слетают совсем неподходящие такому месту слова.

    Со смотровой площадки открывается вид на город и на стены монастыря. Так выглядит аллея Девы Марии с земли

    А так с колокольни

    Вид на город хороший, но не то что бы особо интересный, поэтому если Вы по каким-то причинам не смогли посетить смотровую на колокольне, большого смысла расстраиваться нет. А те кто всё равно лезет куда повыше, всё равно заберётся, даже если буду отговаривать.

    После посещения колокольни стоит вернуться обратно в собор и дойти до главной святыни монастыря, капеллы Девы Марии. Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

    В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

    В богослужения, икону открывают и каждый может помолиться, в такие моменты большой наплыв посетителей и подойти близко к иконе довольно затруднительно.

    Завершить осмотр Ясной Горы лучше всего прогулявшись по бастионам монастыря, для этого созданы все условия и пандусы для не ходящих людей. За стенами раскинулся парк со скульптурами из священного писания и монументами деятелям религиозной культуры.

    Детали ковки входных врат

    Двойные стены

    Колокольня

    Изящные перила

    Справа на фотографии полевой алтарь, в большие праздники служба проводится в нём и может вместить всех желающих

    Полевой алтарь

    Памятник Августину Кордецкому (16 ноября 1603 — 20 марта 1673) — настоятель Ченстоховского монастыря, сумел выдержать месячную осаду шведов и поднять боевой дух нации.

    Ну и конечно неизменный памятник каждого польского городка - Иоанну Павлу II

    На этом можно было бы закончить рассказ про Ченстохову,

    но оставалось ещё немного времени и мне захотелось прогуляться по парку 3 Мая. Как и положено в "майском" парке, все цвело и благоухало, белки бегали, птицы щебетали, молодёжь упоенно целовалась.

    Прекрасное место для отдыха и релакса

    Моумент Ежи Попелушко (польск. Jerzy Popiełuszko) — римско-католический священник из Польши, капеллан и активный сторонник профсоюза "Солидарность". Был убит сотрудниками Службы безопасности МВД Польской народной республики. Мученик католической Церкви, причислен к лику блаженных 6 июня 2010.

    Памятник Станиславу Монюшко (польск. Stanisław Moniuszko) — польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики

    Обсуждение худрука и балетмейстера концепции балета "Жар-птица" в Зелёном театре.