Белая Гора. Николаевский Белогорский монастырь. Описание белогорского николаевского монастыря Белогорский свято николаевский монастырь

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь расположен на живописных отрогах Уральских гор в 120 километрах от города Перми и в 85 километрах от города Кунгура. Белая гора издавна служила местом спасения и молитвы. С XVIII века здесь находились кельи и скиты,где скрывались беглые с заводов люди и преследуемые властью старообрядцы. Почему гору, возвышающую среди лесов, назвали Белой? Объяснений несколько. Здесь долго не тает первый снег. Здесь выходят на поверхность белые известняки.
Белогорский Свято-Николаевский монастырь был основан в 1893 г. Его первым настоятелем стал отец Варлаам, в миру Василий Ефимович Коноплев, человек незаурядный. Родился он в семье староверов, долгое время не только принадлежал к австрийской секте (одно из направлений раскольничества), но и возглавлял ее. Однако он никогда не оставлял искания истины, и Господь не оставил его, ибо сказано: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"

(Мф. 5, 6). Благодаря чудесному дарованию дождя во время молебнов на Белой горе и беседам православных пастырей принял православие и стал ревностным тружеником на ниве Господней.

Созданный монастырь быстро рос во многом благодаря трудам и молитвам его настоятеля.

Обитель, несмотря на молодость, сияла святостью, и потому на Белую Гору стекалось множество паломников со всех концов нашей Родины. В год здесь бывало до 70 тысяч паломников. С первых

Же дней здесь соблюдался строгий устав. Монастырь получил призвание - быть просветителем

Среди раскольников, это и обусловило столь точное исполнение устава.
На освящение первого храма в честь святого Николая чудотворца собралось множество

Богомольцев, и вновь было явлено чудесное знамение. Летописец отмечал, что дни в это время

Верующих потеплело" и показалось солнце. К 10 часам было уже так тепло, что падающий снег

Казался летним дождем. Во время освящения храма, литургии и освящении хлебов был тихо и

Ясно. И лишь когда владыка стал спускаться с Белой горы, солнце вновь скрылось за белой

Вьюгой. Так было явлено еще одно Божественное знамение, которыми так богата история Белой

Горы.
Вскоре состоялось освящение Иверского храма, который знаменит своим уникальным

Архитектурным решением. Проектировал этот храм отец Стефан Луканин. Вокруг храма была

Устроена специальная терраса с навесом от дождя, которая позволяла старообрядцам смотреть на

Православное богослужение. Следуя своему миссионерскому призванию, монахи вели неустанные

Беседы с раскольниками о правоте православной веры и сумели обратить многих.
Обитель быстро росла - за первое десятилетие количество насельников возросло с 12 до

400 человек. При монастыре были организованы пекарня, иконописная мастерская, различные

Ремесленные мастерские, занимались и хлебопашеством, держали скот, в девяти прудах разводили

Рыбу. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников.
Несмотря на строгость жизни в монастыре многие пожелали еще более строгой и уединенной

Жизни. Так появился Свято-Серафимовский скит, который вскоре получил наименование

Серафимо-Алексеевского. Это произошло в честь рождения долгожданного наследника Российского

Престола - цесаревича Алексия. Возглавлял Свято-Серафимовский скит отец Серафим (Кузнецов).

Строгая подвижническая жизнь не могла не принести духовные плоды. И юная Белогорская обитель

Прославилась старчеством. За духовным окормлением сюда спешили тысячи паломников...
В июле 1914 года на Белой горе царило радостное оживление - обитель посетила Великая

Княгиня Елизавета Федоровна. На пермской пристани Августейшую паломницу встречал отец

Серафим, а в самой обители ее ожидал крестный ход во главе с настоятелем монастыря

Архимандритом Варлаамом. Во время этого паломничества Великая Княгиня посетила пещерную

Келию игумена Серафима и беседовала с ним. Отец Серафим духовно был очень близок Великой

Княгине, вероятно, именно поэтому их судьбы так переплелись. Встречались они не только на

Урале, но и в Москве. Последняя встреча игумена Серафима и Елизаветы Федоровны произошла

Весной 1917 года. Игумен Серафим предлагал Великой Княгине поехать с ним в Алапаевск,

Укрыться от врагов. Но Елизавета Федоровна отказалась и добавила: "Если меня убьют, то,

Прошу вас, похороните меня по-христиански". Этот завет отец Серафим исполнил в точности.

Именно его Господь избрал для сопровождения тел святых мучеников из Алапаевска на Святую Землю.
Одной из вершин духовного расцвета обители стало строительство Крестовоздвиженского собора в память о упомянутом выше чудесном спасении царствующего императора Николая II.

Строительство продолжалось 15 лет и воистину было всенародным. Освящение собора состоялось в июне 1917 года, незадолго до грозных событий. Освящение продолжалось 3 дня ради огромного количества паломников - даже огромный собор не мог вместить всех желающих принять участие в богослужении.
Неумолимо приближалось страшное время. Освящение собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня словно пророчествовало о предстоящей "русской голгофе", о страданиях Царской семьи. Приняла мученическую кончину и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. На Белогорскую обитель также обрушились гонения новой власти. Думается, что эта особенная ненависть не случайна - ведь здесь особенно почиталась Царская семья. Настоятель монастыря отец Варлаам принял мученическую кончину. Так же и монастырская братия претерпела мучения за веру. И украсилась Белая гора святой кровью мучеников.

Можно считать, что возрождение Белогорья началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени происходит бурный рост православных приходов. В Пермской епархии в 1985 году насчитывался всего 41 приход, а к 2002 - более 200. Только в 1989-1991 годах открыто 53 новых прихода и 2 монастыря, в том числе и Белогорский. 24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского

Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля
1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей

Кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное - очищен

От десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10

Человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в

Обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей

Около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два

Братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников

Градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года

Архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был

Разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же

Году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не

Стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост

Наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр

Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 года) также многое было сделано. В 1995

Году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой

Дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. В мае 1996 года

Монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996

Года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в

Реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года

Регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года

Ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе

Состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и

Преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти

Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в

Революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин

(10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства

Благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект

«Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора - стена,

Облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее

Активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей,

Независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел. В

Сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского

Собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь

Созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович - губернатор Пермской области, а

Председателем правления и президентом Фонда - Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор

ОАО «Уралсвязьинформ» (1998–2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской

Области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским

Коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной

Выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и

Духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у

Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском

Монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит

Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. - игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в

Марте 2003 г. - игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало.

Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается

Строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного

Крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины),

Восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус №

2 и др. Бывший губернатор Пермской области Игумнов Геннадий Вячеславович и действующий -

Трутнев Юрий Петрович проявляют истинный интерес к Белогорскому монастырю и принимают

Активное участие в его возрождении. В 1999–2002 годах за счет всех источников

Финансирования было выполнено проектно-изыскательских и строительно-восстановительных работ

На сумму более 120 млн рублей, в том числе на строительстве автодороги 94 млн рублей. Для

Завершения работ по восстановлению монастырского комплекса необходимо еще более 200 млн

Владыка Иринарх. Его рукоположение в епископы Русской Православной Церкви состоялось в Храме

Христа Спасителя. Провел хиротонию Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. По

Инициативе Фонда «Белая гора» была разработана Программа восстановления Белогорского

Монастыря на 2002–2004 годы и утверждена епископом Пермским и Соликамским Иринархом в ноябре

Добросоцкого Виктора Ивановича в Москве учреждено Некоммерческое партнерство «Уральский

Афон». В последние годы многое сделано и делается для возвращения верующим культовых зданий,

Оказывается помощь государства по их восстановлению, растет число благотворителей.

Проводятся конференции и семинары на религиозные темы с участием священнослужителей и

Представителей органов власти, деятелей культуры, науки и общественности.

Источники текста.

Белая гора - это не место, где стоит монастырь, и не полкилометра над уровнем моря. Это нечто совсем иное, необъяснимо-захватывающее. Как молчаливый разговор с вечностью: смотришь на море Уральской тайги, а леса, пляшущие волнами, также пристально глядят на тебя. Как оцепенение: стоишь растерзанный колючим ветром и не чувствуешь холода. Потому что тепло на душе. Как рождение новой жизни: сливаешься с голубой хвойной бездной, что раскинулась под ногами и по капле перетекаешь в ее океан.

У вечности короткий век

Настроение самое обычное - восторг от предстоящего путешествия отнюдь не зашкаливает. Немало мы повидали монастырей: древних и еще древнее; богатых, где золото куполов ослепляет и жалких, заброшенных, почти развалившихся; действующих и отданных под автошколы. Чем удивит Белогорье? Еле щекочущий душу этот интерес тает в пасмурности за стеклом - погода капризничает, не дает подремать автощеткам.

Перед поездкой изучены путеводители, пролистаны брошюрки по истории. То ли не там искали, то ли невнимательно читали, не нашли за что зацепиться. Попалось немного коротеньких заманиловок, сулящих «живописные пейзажи», пара научных работ о сакральном ландшафте Пермского края, в которых все около, все вокруг и так мало о сути, да множество статей о монастырском житии-бытии.

Православная летопись Белогорья впечатляет растиражированностью, но не потрясает ни древностью корней, ни славными чудесами. Если коротко, то история Свято-Николаевского монастыря началась в 1890 году, с установления на горе небольшого креста отцом Стефаном Луканиным. Еще через год на вершине воздвигли еще один крест, уже солидный, семисаженный, как и положено символу в честь спасения Цесаревича Николая от покушения в Японии.

Как были связаны происшествие в далеком Оцу с размеренной жизнью Пермской губернии, непонятно. Но именно в память тех странных событий в 1893 году здесь срубили первую часовню, в 1894 построили первый деревянный храм. А дальше вереница освещений приделов и корпусов, пожаров и восстановлений, крестных ходов, рукоположений, визитов важных персон и прочее-прочее. К слову, строительство каменного Крестовоздвиженского храма завершилось лишь к 1917 году. Нетрудно догадаться, что судьба его была трагичной - в 1919 году большевики расстреляли и замучили 34 монаха, разгромили библиотеку, устроили театр в иконописной мастерской и разворотили алтарь в соборе.

Не потому ли и поныне он, восстановленный и нарядный, встречает гостей осторожно, несмело, то выглядывая из-за тумана, то прячась за хвойной шапкой горы? Машина мчится по дороге-змейке, а белоснежный храм мелькнет ненадолго золотом крестов и тонет вновь печальным призраком в таежной пучине.

Во власти бесконечности

Это уж потом на вершине храм превращается в пафосную громадину, припечатывает величием формы, сражает богатством декора. Но как не кричит он, как не кичится, мертвый камень под неживой краской, рукотворный шедевр не в силах превзойти совершенное произведение самой природы.

И дело не в высоте. Точнее не только в ней, - в самолете, к примеру, так дух не захватывает. Весь секрет в том, что под ногами - бездонное море. Целый океан леса, простирающийся на сто пятьдесят километров. Хвойные чащи вздымаются холмами, уплывают в низины, будто заходятся в каком-то умопомрачительном танце. А над морем пелена - это мелко накрапывает дождик. Но настоящее чудо в том, что в этой необъятной сиреневой мороси растворяется без остатка все мелочное и суетное, вытекают из сердца сомнения и тревога, и освободившуюся душу заполняет синяя бездна.

Мысли, застигнутые врасплох, разбегаются, скатываются по склонам - голова легче ветра, что свирепствует здесь во всех направлениях. Это уж потом, когда вернется способность думать, там внизу, на обратной дороге, промелькнут в сознании прописные истины о том, как бессмысленна вечная гонка к успеху и новым пьедесталам и о том, что чем выше взбираешься, тем ничтожнее суть побед. О том, что соль жизни совершенно в иных вершинах, что не требуют ни сил, ни жертв. А сейчас голова полна бесконечной и великой пустоты.

Сила четырех стихий

Если отбросить восторженный пафос, то достаточно сказать об особенной энергетике Белогорья, или еще проще - взять готовое, пусть и затасканное клише - «место силы».
С одинаково мощной силой тут бушуют все четыре стихии. Огонь - это солнце и молнии. Говорят, перед Первой и Второй мировой войной, по небу над Белой горой «ходили огненные столбы» - вертикальные зарницы, слепящие то розовым, то ярко-багровоым. Метеорологи называют это явление «солнечным гало» - свечением неба в местности с изломами земной коры. Огонь - это еще и молнии, они здесь частые гостьи. Грозовые яркие стрелы не раз вызывали пожары на горе в советский период, когда в обители размещалась то психбольница, то лагерь для репрессированных, то дом инвалидов. Горели приделы собора, пылал и сам храм.

Вторая стихия - воздух, и, прежде всего ветер. Он здесь почти всегда, монахи называют его дыханием Господа, местные верят, что ветер - посредник Верхнего и Нижнего мира. Порой на горе свирепствовали такие бури, что сносило кресты и ломало деревья. Однако случается, что и ветер смолкает, особенно после дождя, когда все очистилось, обновилось. В эти редкие минуты над горой можно увидеть радугу, настоящую - от края до края, словно мост. А еще говорят, что в моменты затишья открывается небо. Известны истории обитателей близлежащего села Калинино о том, что перед войной небосвод озарялся картинами распятия.

Вода здесь тоже повсюду: частые дожди, долгие нетающий снег, укрывающий вершину белой шапкой до самого лета, подземные истоки малых рек и целебные ключи. Недаром Белую раньше называли «горой ста источников», со склонов берут начало 13 малых ручьев, вырастающих в речки. С вершины исходит родник, освященный во имя святого Николая Чудотворца. Грунтовые воды редко в таких объемах поднимаются на возвышенности, а Белая гора просто пропитана источниками.

Мощь Земли выразилась в этих местах в особом ландшафте, притягивающем людей с давних времен. Историки и краеведы пишут о древних языческих капищах на вершине и в потайных гротах под склонами. Позже Белогорье облюбовали староверы, к концу XIX столетия здесь еще находились их тайные скиты. Тут хоронились и беглые каторжане, вымаливающие у неба счастья жить свободно и тихо. Паломники увозят отсюда заряженные энергией камни-окатыши и сборы лечебных трав.

Еще, говорят, что гора, подобно Святой вершине Афон, с трех сторон окруженной морями, не смотря на видимую легкодоступность, пускает отнюдь не всех. Она якобы окружена тремя поясами защиты. На пути к Белогорью нередко капризничают и ломаются машины и автобусы, часто уже в дороге резко портится погода.

Величие и простота

Вдоволь наговорившись с бездной, мы отправились прогуляться по двору обители. В первую очередь мы обратились, наконец, к Крестовоздвиженскому собору, так несправедливо обделенному нашим вниманием в самом начале. И он как почувствовал, вдруг потеплел, смягчившийся серым небом, не потеряв ни в торжественности, ни в монументальности. Собор, к слову, - крупнейший в Пермской епархии, он способен вместить до пяти тысяч верующих. По своей архитектуре, белогорская святыня напоминает столичный Храм Христа Спасителя: тот же размах и та же пышность.

Недаром храм реставрировали, то есть практически заново отстраивали десять долгих лет, начиная с 1999-го. И деньжищ потратили немало, порядка 200 миллионов рублей - говорят, собирали по всему краю, с миру по нитке, но большую часть внесла администрация края. Восстановили собор, заново установили Царский крест с двуглавым орлом - странное сочетание. До сих пор ремонтируют и другие постройки: монашеские корпуса, трапезные, гостевые.

Еще одна достопримечательность - святой источник на склоне горы, к которому ведет деревянная лестница. Неподалеку - рубленая часовня-купель. Целебную воду набирают в крохотном теремке с маковкой, чуть выше можно полюбоваться панорамами с небольшой площадки. С нее открывается вид на все те же пляшущие леса. Отсутствие в поле зрения деревень и поселков придают горе атмосферу дикого, затерянного места. Где никто не потревожит, не отвлечет от размеренного недеяния и недумания, не спугнет очарование момента. Из штрихов цивилизации здесь только вьющаяся лентой дорога. И эта змейка не манит нас своими изгибами и вывертами, не зовет в обратный путь.

Уральский Афон, Крестовоздвиженский собор, – все это имена одного и того же собора. Самое известное его название – Белогорский монастырь, Пермский край и его жители гордятся им по праву. Здесь постоянно царит атмосфера умиротворения, чистоты, святости. Кроме того, открывается великолепный вид на истинно русские природные пейзажи. Где находится обитель и каковы ее достопримечательности.

Историческим началом жизни Белогорского монастыря в Пермском крае считается 1891 год. Именно тогда на величественной Белой горе поставили десятиметровый крест, получивший имя Царский. Место освятили двумя годами позднее. Изначально храм был деревянным.

1897 год: церковь получает святые иконы, пять штук, одна из которых – Казанской Божией Матери. Радостное событие сменяется несчастьем – пожаром, разрушившим до основания деревянное здание храма.

1902 год: началось строительство каменного Крестовоздвиженского собора. Главный инженер проекта – Е. Артемов. Стиль постройки – неовизантийский, образцом для строительства храма послужил киевский Владимирский собор.

Обратите внимание! На территории обители находился собственный кирпичный завод, так что монахи принимали непосредственное участие в строительстве, изготавливая строительные материалы.

Торжественная церемония освящения храма проходила с 7 по 9 июня 1917 года. В 1918-1919 году Белогорье испытывало притеснения со стороны большевиков: монахов монастыря в Пермском крае расстреливали, жестоко мучили. Тяжелое время закончилось благодаря генералу Вержбицкому, но уже к 1923 году обитель закрыли.

Позднее на территории Белогорской обители располагались лагеря для репрессированных и реабилитационные центры для раненых в период Великой Отечественной войны. 1980 год знаменуется еще одним страшным пожаром, не пощадившим даже купола. После него реставрация была абсолютно необходима. Ее проводят на средства из бюджета Пермского края с 1993 (разработан проект) по 2007 год.

Познавательно! Что такое отчитка от и как на нее попасть

Сейчас Афон — Белогорская обитель — продолжает свою работу, являясь яркой достопримечательностью Пермского края.

Как добраться

Желающие посетить это место могут выбрать несколько способов добраться до Белогорского монастыря. Во-первых, можно дойти туда пешком. Но этот способ, конечно, подойдет не каждому, а исключительно религиозным людям, а также любителям пеших походов.

И зимой его использовать вряд ли кто-то решится: в Пермском крае зимы суровые. На карте Пермского края Белогорский монастырь не так уж далеко от города.

Варианты, как доехать:

  1. Машина.
  2. Автобус/микроавтобус.

Первый способ паломничества в Белогорский монастырь потребует подготовки, важно знать не только адрес обители, положение Белогорского монастыря на карте, но и иметь подробную инструкцию, как доехать. Если добираться из Перми, нужно двигаться по направлению к Кунгуру, затем повернуть к селу Калинино, далее двигаться по указателям. Самый важный будет около села Ергач. Здесь важно не пропустить поворот в село Калинино, где и находится Белогорский монастырь. Дорога из Перми (центра) составит приблизительно 110-120 км.

Второй способ проще, нужно сесть на автобус, следующий до села Калинино, отправляется транспорт с автовокзала. По прибытию из Перми к селу, надо пересесть на микроавтобус, который доставит непосредственно в Белогорский монастырь. Как вариант, можно доехать на такси.

Живописное место

Если зайти на официальный сайт обители, можно увидеть множество фото Белогорского монастыря. Им гордятся в Пермском крае, о нем знают и за пределами. Белогорье особенно живописно зимой, но и летом пейзажи края, раскинувшегося у подножия горы, великолепны. Фото на официальном сайте Белогорского монастыря лишь отчасти передают ту атмосферу, которая царит здесь круглый год. Именно благодаря ей в Пермский край организуют туры, едут паломники.

Собор огромен, но не давит на зрителя, а гостеприимно его принимает. Ценители архитектуры увидят, что здание Уральского Афона не выбивается из природного окружения, а органично сочетается с ним. Купол церкви – самый большой из всех в Пермском крае. Примечательно также то, что изображение церкви было отчеканено на трехрублевых монетах.


Наиболее точная характеристика ощущений после посещения данного святого места – спокойствие, просветление. Возвращаться отсюда к шумному городу не хочется, а время здесь будто замирает. Если возникнет желание переночевать, можно обсудить эту возможность.

Праздники

Во время праздничных дней привычное спокойствие сменяется торжественными богослужениями, крестными ходами. При планировании поездки есть смысл подстроить ее именно под праздники: Рождество, Пасху, Вербное воскресение, Богоявление. В эти дни проходят богослужения, а братия будет особенно гостеприимна.

Отдельная тема – крещение в Белогорском монастыре. Происходит таинство утром, до 12 часов. Проводится оно внутри специальной купели, расположенной на склоне ближе к северу. Купели покровительствует икона Божьей Матери «Взыскание погибших». Можно крестить как ребенка, так и взрослого человека. Для записи нужно предварительно позвонить по телефону, узнать адрес Белогорского монастыря и договориться о времени.

Важно! : можно ли быть крестным у нескольких детей

Для процедуры крещения необходимы составляющие, перечисленные ниже.

Внимание! На территории священного места следует выглядеть и вести себя подобающе.

Основные правила посещения:

  • Покрытая голова (головной убор, платок);
  • Длинная юбка для женщин, отсутствие вызывающих цветов в одежде и макияже;
  • Аккуратная прическа;
  • Для мужчин – недопустимо ношение шорт, открытых маек;
  • Не следует вести себя чересчур эмоционально, громко разговаривать, слушать музыку;
  • Телефон лучше выключить.

Режим работы, услуги

Паломнику, прибывшему в мужской монастырь издалека, никогда не откажут в посещении и приюте. Для туристов, желающих осмотреть собор, часы работы ограничены: с 7.30 до 17.00.

Здесь можно увидеть убранство Белогорского монастыря, послушать молебен перед ковчегом с мощами святого Пантелеймона, праздничные службы.

Специальные богослужения проводятся по понедельникам с 16.30 до 17.00, это так называемые водосвятные молебны, после них сразу следуют всенощные бдения. Во вторник и среду по утрам можно посетить божественные литургии. Можно купить свечки, иконы, сувениры.

Полезное видео

Подведем итоги

Монастырь Белой горы – место не только для верующих, это прекрасный вариант провести выходной, посетив достопримечательности Кунгура. Сюда съезжаются люди даже из других стран, так что каждый житель Перми просто обязан хоть раз здесь побывать. Заодно можно осмотреть Плакун и Ермак, находящиеся по дороге.

Вконтакте

Белогорский монастырь, как гласят народная молва и интернеты, является второй главной достопримечательностью Пермского края, после Кунгурской ледяной пещеры. И сразу я вынужден предупредить читателей, что кроме истории и фотографий, ниже могут быть изложены мысли, которые могут затронуть чувства верующих.

Интересно, что в Воронежской области тоже есть Белогорский монастырь, но тот Воскресенский, а в Предуралье - Николаевский. Первый расположен вблизи села Белогорье, а второй - на так называемой Белой горе. О Воскресенской пещерной обители я вам уже , а сегодня речь пойдет о Уральском Афоне. Так когда-то за строгость монастырского Устава называли Свято-Николаевский монастырь. Что интересно, просуществовал монастырь совсем недолго, но известность в своё время приобрел немалую. Не смотря на то, что в Пермской губернии существовали и более древние обители, за год на гору Белую поднималось до 70 тысяч паломников.


02 . Монастырь находится в 120 километрах от Перми и в 40 километрах от Кунгура. От села Калинкино к нему ведёт свежепроложенная хорошая асфальтовая дорога. С неё виден величавый профиль семиглавого Крестовоздвиженского собора. Сооружение, даже за много километров, поражает своим масштабом. Это седьмой по величине храм в России.

03 . Белая гора - высочайшая вершина Тулвинской возвышенности. Её высота - 446 метров. Кроме того, википедия сообщает, что гора относится к третичной поверхности размыва и на ней выступают обнажения коренных пород - известняков и песчаников белебеевской свиты.

04 . Упомянутая выше дорога на Калинкино. В 1995 году, благодаря помощи Пермской областной администрации, было закончено строительство грунтовой дороги к храму, а в 1999–2002 годах за 94 миллиона рублей до Белогорского монастыря был проложен асфальт.

05 . Но вернемся к самому началу. История Белогорского монастыря начинается с 9 июня 1890 года. В этот день протоиерей Стефан Луканин водрузил на Белой горе, практически в «тылу» старообрядцев, которых тогда в Прикамье было очень много, простой деревянный крест. С самыми что ни на есть миссионерскими целями, конечно. Так и вышло. Через некоторое время на месте сооружения креста была открыта мужская община, получившая вскоре от синода официальное признание с именем монастыря. И первым его игуменом стал отец Варлаам, бывший раскольник-начетник, обратившийся в православие.

06. А в июне 1891 года в память «чудесного избавления Цесаревича Николая от опасности в Японии » (неудачное покушение - прим.) на Белой горе был установлен новый восьмиконечный крест высотой более 10 метров, названный впоследствии в народе «Царским». Крест был сооружен из трех мачтовых сосен, скреплен железными винтами и стянут обручами. Поверхности вертикального стержня и поперечин были покрыты кровельным железом и покрашены в черный цвет. Остальные три стороны были покрашены белой краской.

07 . Второй крест простоял 10 лет. Но 23 апреля 1901 года во время сильной бури его снесло. Новый, не менее величественный металлический крест был изготовлен на средства купца Жирнова, впоследствии ставшего ктитором (начальником строительства) монастыря. Эскиз креста изготовил в то время знаменитый художник-иконописец А.Н. Зеленин. Этот третий по счету крест был освящен 14 сентября 1901 года и простоял до известных событий 1918 года. 27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут четвертый Царский крест, который вы видите на фото. Проектировал его пермский архитектор А. Метелев, а изготовили крест на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей.

08 . Первый деревянный храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая. Архитектурными изысками он не выделялся - по сути это была простая пятистенная изба с подвальным помещением и с незамысловатой колокольней. При храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. Но недостатка в пожертвованиях не было и через год был освящен еще один храм - в честь Иверской иконы Божией Матери. Он тоже был деревянным, но уже высоким и статным: имел вид корабля и был снабжен необычной террасой по периметру. И кстати, вовсе не для красоты. Дело в том, что старообрядцы сначала не хотели заходить внутрь храма и наблюдали за службой с неё.

09 . В том же 1894 году была начата постройка настоятельского и братского корпусов. Была открыта школа для обучения мальчиков-сирот, до 1917 года на Белой горе получили воспитание 25 сирот. В монастырской школе детей обучали грамоте, церковному пению, и различным ремёслам. При монастыре были организованы различные мастерские: слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, портняжная. Славились своим мастерством и монастырские иконописцы. Они могли расписывать иконы в греческом, византийском, фряжском стилях и даже под «строгановское письмо». В мастерских монастыря делалась различная церковная утварь, ризы на иконы, переплеты для книг – из кожи, из бархата, из сафьяна. Была даже своя, довольно богатая библиотека и фотограф, работы которого в большом количестве вы без труда найдете на сайте монастыря.

10. Буквально за первое десятилетие существования Белогорской обители число насельников увеличилось с 12 до 400 человек. Уклад монастырской жизни был довольно строг. Вставали в три часа утра. Будил поначалу всю братию сам отец Варлаам. Он же читал и пел на клиросе. Ежедневно совершались полунощница, утреня и часы. С самого начала соблюдалось и вечернее монашеское правило. Монастырская братия расчищала лес под пашни и луга, постепенно создавая свое собственное хозяйство. Впоследствии монахи не только полностью обеспечивали пропитанием себя, но и кормили многочисленных паломников. В хозяйстве было много коров и до сотни лошадей. В девяти прудах разводили рыбу. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич. Была своя лесопилка, мебельный сарай, где, кроме мебели, изготавливали доски и рамы для икон. В каменном братском корпусе находилась трапезная.

11. Надо сказать, что не смотря на то, что я частенько посещал православные монастыри, в монастырской трапезной я обедал впервые.

12 . Но продолжим наш исторический экскурс. 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания Свято-Николаевский храм.

13 . Закладка нового каменного храма (Крестовоздвиженский собор, фотографии которого в посте преобладают) состоялась 24 июня 1902 года. Сооружение храма продолжалось 15 лет, по окончании строительства он вмещал 8 тысяч человек. Главным инженером проекта был Е. И. Артёмов, строительный материал поставлял монастырский кирпичный завод. Храм был завершён и открыт в 1917 году, освящение храма длилось с 7-9 июня, на церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек.

14 . Собор, выстроенный в византийском стиле, стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму - 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей.

15 . С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. А 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 году варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол, увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести. Деревянные постройки были разобраны и перевезены в другие места. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители открыли Дом инвалидов. На месте, где раньше стоял Царский крест, был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы - дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора.

16 . С 1991 года монастырь, вернее, то, что от него осталось, был возвращен Русской Православной Церкви. В 1993 году был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора и всего Белогорского монастыря. В 1999-2002 годах на реставрацию было потрачено 120 млн. рублей. С 2004 по 2011 год региональный бюджет направил на восстановление монастыря еще более 150 млн. рублей. В 2012 году на эти же цели было выделено приблизительно 30 млн. рублей и запланировано около 40 млн. рублей на 2013-ый. В 2014-ом ещё порядка 4 млн. рублей.

А вот теперь прошу прощения за отступление от исторического повествования, но меня одного смущает сумма в 344 миллиона рублей? При том, что если внимательно посмотреть на фото собора, видно, что кое-где его уже пора штукатурить по новому, а братский корпус не был оштукатурен вовсе. При том, что, если судить по виртуальному туру, представленном на сайте, внутри собора дела тоже не очень. Никаких фресок нет и в помине, только осыпающаяся побелка и отваливающаяся штукатурка. Кроме того, мне попалась пусть и старая (2001 год), но многое объясняющая , рассказывающая о закулисных распрях между тогдашним настоятелем обители и Пермским архиепископом. Почитайте. Волосы зашевелятся. Простите, но совершенно не вяжется в моей голове та трагическая история обители, что я вам рассказал, те люди, что её делали, с тем, что происходит в РПЦ сейчас. Похожие вопросы возникали в моей голове, когда я писал , спрошу и сейчас - что общего между теми смиренными послушниками, проводящих дни и ночи в молитвах и нелегком послушании (в поле, кузне, пекарне и так далее) и теми, кто сейчас освящает дорогие квартиры, машины и сам разъезжает на таких же? Я уже не говорю про мучеников, принявших страдания и смерть за свою веру. Вопрос риторический. Ничего. Ну, кроме, может, бороды и рясы.

По материалам:
- Сайт Белогорского Свято-Николаевского монастыря
- Википедия
- Федорущенко О. А. «Белогорская обитель»
- Нечаев М.Г. «Красный террор и Уральское духовенство в 1918 году»


Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно