Убранство комнат и покои Хюррем Султан во дворце Топкапы в Стамбуле, Турция: фото и видео экскурсия по резиденции. Дворец Топкапы в Стамбуле (Topkapı Sarayı) Дворец топкапы схема

План Дворца Топкапы: Обозначения объектов на плане:

Второй Двор Дворца Топкапы — Диван Мейданы
1. Ворота Приветствия или Баб-юс Селям (Вход во Второй Двор Дворца Топкапы — Вход в Музей)
2. Зал Дивана или Диван-и Хумайюн (Куббеалты) — Зал для заседаний везиров (министров)
3. Башня Справедливости (Адалет Кулеси) — Самое высокое здание дворца Топкапы, которое возвышается над зданием Дивана.
4. Мечеть и хамам Бешир Ага
5. Султанские конюшни — в наше время здание используется для организации различных выставок
6. Вход в Гарем — за отдельную плату
7 - 8 - 9 Кухня во дворце Топкапы - в наше время выставка китайского японского и европейского фарфора — одна из самых больших коллекций китайского фарфора в мире.
10. Ворота Счастья или Ворота Блаженства / Ворота белых евнухов (Баб-и Саадет)

Гарем Дворца Топкапы — Харем-и Хумаюн
11. Двор матери султана (Валиде Султан Ташлыгы) в Гареме
12. Двор избранных или Двор фавориток (Гёзделер Ташлыгы) в Гареме

Третий Двор Дворца Топкапы — Эндерун Авлусу
13. Зал аудиенций или Тронный зал (Арз Одасы) зал, где принимались иностранные делегации и послы
14. Библиотека султана Ахмеда III
15. Палата Кампаний или палата пажей (Сеферли Когушу) — Коллекция султанских нарядов
16. Сокровищница Топкапы (Эндерун Хазинеси) — Здесь можно увидеть золотые султанские троны, «Алмаз Кашикчи» и известный «Кинжал Топкапы»
17. Павильон Священной мантии и святых реликвий
18. Палата личных пажей султана (Хас Ода Когушу) - Выставка султанских портретов
19. Дворцовая библиотека Топкапы (раньше Мечеть Агалар)мечеть Агалар

Четвертый Двор Дворца Топкапы — Софа-и Хюмайун
Вход в четвертый двор дворца Топкапы не через массивные ворота как в остальных дворах, потому что этот двор служил больше как место для отдыха.
20. Летний дворец Абдул-Меджида (павильон Меджидийе)
21. Мечеть Софы
22. Башня Хекимбашы (Хекимбашы Кулеси) — жилище и лаборатория главного лекаря
23. Здание деревянного павильона Софы (Софа Кёшк)
24. Ереванский павильон или Летний дворец Реван (Реван Кёшк)
25. Мраморная тераса и Зал обрезания (Сюннет Одасы)
26. Беседка Ифтарийе (Беседка с красивым видом на Золой Рог, где ужинали султаны во время рамазана)
27. Багдадский павильон или Летний дворец Багдат (Багдат Кёшк)

Дарья Нессель | Июл 24, 2017

Дворец Топкапы в Стамбуле более четырехсот лет был резиденцией султанов Османской империи. Здесь была сосредоточена вся жизнь огромной страны, принимались важные решения, сюда пребывали послы из разных стран. Эта резиденция являлась местом работы и жительства самого султана. Поэтому комплекс зданий Топкапы раскинулся на огромной площади.

Он включает в себя все необходимое – жилые и хозяйственные постройки, бани, фонтаны, кладовые, помещения для приготовления пищи и прочее.

Важное место среди всех этих зданий дворца занимает гарем султана, в нем проживало до 1000 женщин-наложниц и жен правителя империи. Дворец Топкапы в Стамбуле действует как музей с 1924 года и открыт для любого посетителя.

Кот в Гареме.

Фото Rachel Mackay

Дворец Топкапы – история строительства

Само название Топкапы переводится как «Пушечные ворота». Оно не случайно, так как при каждом въезде и выезде султана производился пушечный выстрел. У резиденции были и другие названия – «дворец слез» или же «дворец плача».

Строительство дворца началось не сразу. Мехмед Завоеватель, овладевший Константинополем, первоначально поселился на месте, где располагается площадь Баязид, а на том месте, где в будущем началось строительство Топкапы, изначально находился гарем султана.

Само место когда-то во времена Византийской империи было занято под императорский дворец, но к моменту возведения Топкапы от него уже ничего не осталось, кроме церкви св. Ирины, одного из старейших сооружений в Стамбуле. По мере того, как дворец расширялся, церковь оказалась внутри Топкапы. В истории строительства можно выделить четыре этапа:

  • 1470-е годы, возведение первых построек, которые стали рабочей резиденцией Мехмеда Завоевателя и последующих за ним правителей;
  • в XVI веке дворец Топкапы претерпевает большую перестройку, в связи с переносом сюда султанского гарема;
  • султан Абдул-Междит I в 1854 г. переезжает в другую резиденцию;
  • с 1924 г. дворец Топкапы действует как музей.

Важнейшие события в истории дворца произошли при Сулеймане Великолепном и связаны они с именем его жены по имени Хюррем или Роксолана. Именно она настояла на том, чтобы гарем был перенесен как можно ближе к покоям повелителя.

Фото Rubén Hoya

Хюррем во дворце Топкапы: легенды и факты

Одна из самых легендарных личностей, связанных с дворцом – это наложница, ставшая женой султана Сулеймана Великолепного. По одной из версий эта девушка была взята в плен крымскими татарами в одном из украинских сел. Потом продана в рабство, а затем подарена будущему правителю.

Считается, что настоящее имя ее было Анастасия Лисовская, на Западе ее прозвали Роксоланой, а в султанском гареме за ее веселый нрав дали имя Хюррем (весёлая). От природы умная, сообразительная и находчивая Хюррем сумела в гареме завоевать особое расположение правителя в противоборстве с главной его женой Махидевран.


Двор в гареме.

Фото nodog please

В гареме существовала строгая иерархия, и вырваться наверх было нелегко. Первая ступень это одалиски, которые могли никогда не стать наложницами султана. Далее следовали гёзде, проведшая несколько ночей с правителем. Из их числа выбирались фаворитки – икбал. Обычно их было 10 – 15. С каждой из них он периодически спал. Если икбал рожала сына, она возносилась на высшую ступень, становилась главной фавориткой.

Красивая и обаятельная Роксолана прошла все эти ступени, привлекла сердце Сулеймана так, что он крепко полюбил ее, отослав Махидерван в дальнюю провинцию. Со временем Хюррем приобрела такое положение, что получила титул хасеки, что ставило ее даже выше родных братьев и сестер султана. Более того, султан официально женился на ней, а это противоречило традициям турецкого императорского двора. Хюррем получила официальный титул жены и после этого Сулейман никого из женщин больше не знал.

В последние годы жизни Хюррем приобрела такой большой вес, что султан ее воспринимал, как своего главного советника, а находясь в походах всю информацию о том, что происходит при дворе, получал только от нее. Она принимала послов, вступала в переписку с иностранными государями. По одной из легенд Хюррем была, скорее всего, отравлена кем-то из придворных.

Хасеки родила Сулейману много сыновей среди которых был и наследник отца – султан Селим II. Покои Хюррем во дворце Топкапы одно из самых посещаемых мест внутри резиденции.


Описание дворца Топкапы

Дворец Топкапы расположен на мысе, который омывается с двух сторон Мраморным морем. В плане он представляет собой прямоугольник неправильной формы, разделенный на четыре части, особо выделен гарем, как бы еще одна часть внутри четвертой.

Все сооружения обнесены стеной двух уровней: внешней и внутренней. Посетителей пускают в музей-дворец, но им доступно далеко не все, хотя основные помещения они могут пройти полностью.

Первый двор дворца Топкапы

Путешествие во дворец Топкапы начинается с главных ворот, через которые въезжали, и уезжали султаны, в настоящее время в них входит любой турист и попадает в первый двор, где расположена древнейшая церковь города в честь святой Ирины, а также монетный двор и фонтан.

Babı Hümayun / Императорские врата

Стальная дверь, построенная в 1524 г., является работой Исы бин Мехмеда. На стороне, выходящей в первый двор, начертаны Kelime-iTevhid (утверждения исламской веры), подпись Махмуда II, основные положения о репарациях, датированные 1758 годом, а также подпись Мустафы III.

На стороне, выходящей во второй двор, располагаются арки в стиле рококо 18-го века. Помещения по обеим сторонам от ворот, которые ранее использовались охранниками, больше не существуют.

Только Султану было дозволено проходить верхом сквозь врата Приветствия, которые ведут прямо в центральную часть дворца. В настоящее время они служат главным входом в музей Топкапы для посетителей.

Первое здание государственного совета представляло собой постройку из дерева, возведённую по указу Мехмеда II (Завоевателя) (1451-1481 гг.). Современное арочное строение возникло в результате реконструкции, проведенной в 1527-1529 гг. (во время правления Сулеймана Великолепного) по проекту главного архитектора Алаэддина, а также после серии дальнейших успешных ремонтных работ.

Стены внутри помещения были покрыты мрамором в XVI веке. Красивые орнаменты, арочные своды крыльца и массивные мраморные колонны также были возведены в XVI веке. Последним штрихом, придавшим зданию совета его современный вид, стала реконструкция, осуществленная в 1972 году, в период правления Селима III.

Арочные галереи были огорожены золочёными сетками и дверьми с добавлением барельефов в стиле рококо. В результате реконструкции здания в 1819 г. (при правлении Махмуда II) были выгравированы две стихотворные надписи на его фасаде. Одна из них принадлежит Селиму III, а вторая – Махмуду II. А на стене арки, ведущей в кабинет служащих Государственного совета (Divan-iHümâyûn), начертаны монограммы Мустафы III.

Здание государственного совета, известное также как Куббеатлы (Dîvan-iHümâyûn), состоит из трёх департаментов, а именно: зала совета, где обсуждались важные дела государства, кабинета служащих, где записывались принятые в зале совета постановления, и регистратуры, откуда документы и записи о постановлениях отправлялись в архив.

Заседания государственного совета проходили 4 раза в неделю. Члены совета (утвержденного султаном в качестве высшего органа власти), прозванные Великими визирями, визирями Куббеатлы и Высшими военными судьями Анатолии и Румелии (Европейской и Османской империи), должны были заниматься государственными делами, принимать решения и оглашать приговоры по судебным делам. Шейх уль-Ислам (Şeyhülislam), высшее должностное лицо Османской империи по вопросам мусульманской веры, принимал участие в некоторых наиболее важных совещаниях после получения приглашения от Совета.

Остальными служащими являлись: служащий, ответственный за прикрепление монограммы султана к декретам и другим официальным документам (nişancı); казначей (defterdar); Глава служащих и министр иностранных дел (Reis-ülKüttab); писатели официальных сообщений, дозволений, лицензий и сертификатов (tezkereciler) и клерки (kâtipler).

На этих собраниях обсуждались государственные, политические, административные, финансовые и повседневные вопросы, а также рассматривались важные общественные дела. Государственный совет министров также был местом, где Великие визири принимали иностранных послов, и где проходили церемонии бракосочетания дочерей султана с их избранниками.

Правители Османской империи не присутствовали на заседаниях в Зале государственного совета министров (Куббеатлы). Большую часть времени они следили за совещанием членов совета из отдельной комнаты в Башне Правосудия, через окно которой открывался вид на Зал Совета. Когда султан был не согласен с решением совета по какому либо вопросу, он закрывал окно, таким образом подавая знак министрам о необходимости прервать совещание. В этом случае Великий Визирь и остальные министры должны были проследовать в Зал Аудиенции, чтобы продолжить обсуждение вопроса, но уже в присутствии султана.

Зал государственного совета визирей (Куббеатлы) имеет несколько особенностей, обеспечивающих осуществление правосудия в государстве. На самом деле интерьер Зала Совета можно легко разглядеть снаружи сквозь позолоченные решётки. Такая открытость помещения означает, что все постановления Совета не были конфиденциальными и являлись достоянием общественности. С другой стороны, тот факт, что правитель следил за заседаниями Совета из своего окна, являлся доказательством того, что хотя он и делегировал свои полномочия министрам, заседавшим в Совете, он был уверен, что несправедливость никак не навредит гражданам Империи.

Башня правосудия

Название «zülüflü» («плетёный») связано с косами, свисающими с каждой стороны от их головных уборов в форме конуса. Их поднятые воротники и косы мешали им наблюдать за тем, что происходило в Гареме, во время выполнения их обязанностей, таких как доставка дров для камина. Их главнокомандующим был Гвардейский Камергер.

В соответствии с назначенными обязанностями, они имели и соответствующие названия: Начальник гвардии, Хранитель Зала Совета, Поставщик кладовых, Капитан гвардии, Производитель сушёных фруктов и орехов, Водопроводчик-строитель и Бегун.

Частные конюшни / Султанские конюшни

Комната Десертов и Конфет (Helvahane), построенная в эпоху правления Сулеймана Великолепного, разделена на четыре секции. Справа от входа и фонтана выгравирована надпись, датированная 1767 годом. Этот фонтан и надпись Kelime-iTevhid (Мусульманская декларация веры в единство бога) на двери были созданы во время реставрационных работ, проведенных в 1574 году. Проход между Комнатой Десертов и Конфет (Helvahane) и Комнатой Щербета и Джема (Şerbethane / reçelhane) находится на короткой стороне дворца. Над воротами этого прохода во время реконструкционных работ была выгравирована надпись, с именем Мехмеда Аги и датой 1699 года.

Двери выполнены в стиле kündekâri, т.е. сделаны из дерева, декорированного резьбой с геометрическими элементами. В 18-ом веке была построена мечеть для поваров. Деревянные пороги и прочие деревянные конструкции были уничтожены в ходе реконструкции в 1920 году.

В рамках вышеупомянутой системы Девширм, которая существовала с первой половины 15-го века и до конца 17-го века, Османские Султаны создавали класс преданных им служащих, обученных основополагающим принципам Мусульманской религии и турецкой культуры. Одни из набранных подобным образом служащих получали образование во дворце, а другие тренировались в армии. В конечном счёте, получившие подобное образование молодые люди назначались на высокопоставленные должности в государственном аппарате. С 18-го века эти высокие посты стали присуждаться только коренным туркам.

Во время начальной фазы молодые люди назначались учениками в турецкую семью, где их учили турецкому языку, традициям и прочим особенностям турецкого общества. По окончании всего этого периода их отправляли в подготовительные школы. Наиболее одарённые из них распределялись по классам школы Эндерун. Здесь ученики обучались в следующих помещениях: в Большой и Маленькой комнатах, соответствующих общежитию экспедиционных сил, в кладовой, в сокровищнице и в помещениях Тайных Палат. Ученики, которые справлялись с символическими задачами о функционале каждого помещения, впоследствии имели возможность подняться по государственной карьерной лестнице прямо к посту Великого Визиря (Величайший министр обороны государственной печати Султана).

Двор Эндерун сконструирован таким образом, чтобы личные покои повелителя всегда возвышались над прочими зданиями дворца. Помещения, использовавшиеся султаном, получили названия «Киоск Завоевателя» (FatihKöşkü), Тайная палата и Павильон для бассейна. Эти помещения располагались в центре во внутренней части двора, в то время как помещения, использовавшиеся учениками школы Эндерун, находились на его внешних границах. Эти помещения, выходившие во внутренний двор через их веранды, имели такие особенности внутреннего интерьера, как небольшой зал, окружённый комнатами общежитий, комната из стекла и бани (хаммам).

Палаты Эндерун выстраивались в иерархическом порядке в соответствии с уровнем тренировочных классов. Помещения Маленькой и Большой комнат располагались по обе стороны от Ворот Счастья (Bâb-üsSaade). А палаты экспедиционных сил (SeferliKoğuşu), воздвигнутые в 17-ом веке после сноса хаммама султана Селима II, представляли собой помещения для учеников низшего ранга школы Эндерун. Остальные помещения принадлежали кладовой, сокровищнице и Тайным Палатам. Также в этом направлении находится мечеть Агалар (AğalarCamii). В середине двора Эндерун располагался Павильон с Бассейном, который был уничтожен в 18-ом веке и заменен на Библиотеку Эндерун (Библиотеку Ахмеда III).

Учреждение новой армии в 1826 году после упразднения корпуса Янычар также явилось поводом для создания новой системы образования. После этого года школа и институт Эндерун начали постепенно утрачивать свою значимость.

Bâbü"s-saade (Врата Счастья)

Врата счастья или Врата Блаженства (Bâbü’s-saâde or Bab-üsSaâdet) являются входом во внутренний двор дворца (Enderûn), также известный как третий двор, и отделяют внешнюю часть дворца (Birûn) от внутренней.

В третьем дворе находятся частные и жилые строения дворца, включая школу Эндерюн. Султан пользовался этими вратами, олицетворявшими его силу, а также Площадью Диван только по случаю особых мероприятий, например, церемонии восхождения на трон (cülûs) и религиозных праздников (ArifeDivanı и BayramlaşmaTöreni). В эти дни религиозных и фестивальных праздников Султан садился на свой трон перед вратами, в то время как чиновники и должностные лица выражали ему своё уважение.

Ворота олицетворяют присутствие правителя во дворце. Никто не мог проходить через них без разрешения повелителя. Даже Великому визирю предоставлялось подобное разрешение только по определённым дням и в особых случаях. Врата Блаженства, являющиеся главной дверью в личные покои правителя, оставались всегда запертыми. А несогласованное проникновение через них расценивалось как строжайшее нарушение закона и вызов власти Султана.

Врата находились под контролем Главного Евнуха Гарема (прозванного Bâbü’s-saâdeAğası), а также под контролем его подчинённых. Врата были возведены во время первоначального строительства дворца Топкапы в 15-ом веке в качестве колоннадного прохода с куполом, опирающимся на мраморные колонны. Они выполнены в стиле рококо и имеют декорации, относящиеся к эре правления Абдул-Хамида I и Селима III (1789-1807 гг.).

Деревянный купол, покоящийся на четырёх мраморных колоннах, является отражением турецкого стиля барокко. Он был возведён в эпоху правления Абдул-Хамида I (1775 г.). А простые декорации потолка и карнизов, флажки на куполе и его обод выполнены в стиле ампир в период правления Махмуда II (1808-1839 гг.).

На камне переднего фасада выгравированы: надпись «Во имя Господа нашего, Милостивого и Милосердного», монограмма Махмуда II, написанная его собственной рукой. На боковых фасадах были начертаны монограммы Абдул-Хамида. А на заднем фасаде содержатся надписи с именами некоторых правителей Османской империи. Эти записи также содержат упоминание о реконструкциях, проведенных над этими вратами.

На противоположной стороне ворот располагались помещения Главного Евнуха Гарема (Bâbü’s-saâdeAğası) и Белых Евнухов (Akağalar), которые несли ответственность за третий внутренний двор. Вход в эти помещения осуществлялся через арочный проход (датированный 16-м веком) со стороны Площади Диван.

ArzOdası (Зал Аудиенций или Тронный Зал)

Монограмма, выгравированная на мраморе по обеим сторонам от двери и принадлежавшая султану Абдул-Меджиду, разумеется, была добавлена во время реставрации. Стены были покрыты в 19-ом веке керамическими панелями, датирующимися 16-м веком. Фонтан с правой стороны от входа был установлен по указу Сулеймана Великолепного. Над входом, который использовали правители, находится монограмма Мустафы III (1757-1774 гг.), содержащая в себе записи о реконструкции. В этом зале также выгравирован эпиграф Махмуда II над вышеупомянутым входом Pişkeş (для внесения подарков).

Библиотека Султана Ахмеда III / Библиотека Эндерун

Интерьер библиотеки Султана Ахмеда III декорирован изникской керамикой 16-го века. Керамика была привезена во дворец Топкапы из других императорских дворцов и особняков Стамбула. Купола и своды библиотеки декорированы растительными мотивами, выполненными из декоративной штукатурки malakâri – техника, олицетворяющая эру тюльпанов. Дверные и оконные ставни сделаны из слоновой кости, украшенной классическими геометрическими узорами. Оконные и дверные рамы покрыты плиткой 17-го века. Потолки отделаны камнем, украшенным геометрическими фигурами, такими же, как в Павильонах Багдада и Еревана. Между окнами расположены книжные стеллажи с серебряной отделкой.

Книжная коллекция библиотеки состоит из книг из личной коллекции Ахмеда III, а также из книг, принадлежавших Абдул-Хамиду I и Селиму III. Эти книги были размещены в здании Дворцовой библиотеки в 1965 году.

Общежитие экспедиционных сил

Общежитие экспедиционных сил (SeferliKoğuşu) было построено в 1635 году по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) на территории, освободившейся после сноса хаммама (HünkârHamamı). На территории старого общежития экспедиционных сил находился фонтан напротив хаммама, бани, маленькая мечеть и само здание общежития.

Здание было снесено и перестроено по указу Ахмеда III в 1719 году по причине строительства библиотеки Эндерун. В этот же период к передней части здания были пристроены пассажи с колоннами, принадлежавшими разрушенному Павильону с бассейном.

Конструкция строения, поддерживаемая семью колоннами, по сей день отлично сохранилась. Цилиндрические своды главного зала общежития экспедиционных сил, состоящего из двух соединённых друг с другом залов, опираются на арки и колонны. Малый зал, принадлежащий морскому фронту, имеет деревянный потолок. Эпиграф, выгравированный над входом, содержит монограмму султана Махмуда II (1808-1839 гг.), отдавшего распоряжение о реконструкции помещения.

Ширван, стеклянные ящики и деревянные кровати были убраны из залов во время реконструкции, проведённой в 1916 году. Надпись над главным входом в помещение содержит имя правителя Мехмеда Ресада V, который выступил инициатором всех этих реконструкций и изменений в год Хиджри (1916 год по Грегорианскому календарю).

Эпиграф гласит: «Это здание, являющееся общежитием экспедиционных сил Эндерун, было отреставрировано и преобразовано в Императорскую Сокровищницу в соответствии с суверенным приказом и высочайшими инструкциями Эмира Верного, его величества султана Мехмеда Ресада Кхана».

После проведения нескольких реставрационных работ, в палате расположили коллекцию султанского гардероба (PadişahElbiseleriKoleksiyonu) с ценными образцами костюмов, насчитывающими около 2500 экземпляров, а также многочисленными и дорогостоящими кафтанами султанов.

Павильон Султана Мехмеда II (Завоевателя) / Сокровищница Эндерун

Павильон Завоевателя, который Мехмед Фатих возвёл в качестве домика для созерцания окрестностей, вскоре был переделан в место, где хранились дворцовые сокровища. Так как сокровищница существенно обогатилась после египетской экспедиции султана Селима, террасы пришлось закрыть стенами с целью защиты особо ценных экспонатов.

В период правления Махмуда I (1730-1754 гг.) зелёные колонны из порфира, располагавшиеся напротив главного входа, были замурованы. Это создало дополнительное пространство, прозванное Сокровищница послов (ElçiHazinesi).

Таким образом, главный вход в павильон и весь наружный фасад здания были скрыты стенами, окнами и дверьми. Кроме того, в здание была добавлена ювелирная мастерская в 1766 году. Её предназначением являлся полноценный ремонт наиболее ценных изделий в коллекции Сокровищницы. Все эти добавления были полностью удалены во время последующих реконструкций помещения, проведённых в 16-ом веке.

Палата сокровищ

Султаны, правившие в Турции в период до второй половины 16-го века, всегда восседали в этой комнате перед церемонией восхождения на трон. Они продолжали сохранять эту традицию до самого конца Империи, а также посещали Павильон Священной мантии каждый год в 14-й и 15-й день месяца Рамадан в рамках официальной церемонии.

Павильон Священной мантии содержался и реставрировался всеми Султанами с большой осторожностью и уважением к священным реликвиям, хранящимся в нём. Каждый правитель в своё время предавал огромное значение содержанию этого места в наилучшем состоянии.

Это помещение имеет самый оригинальный дизайн плитки по сравнению со всеми остальными павильонами Султана. Плитка датируется концом 16-го века, и полностью сохранилась по сей день.

Мечеть Агалар

Мечеть Агалар является самой большой мечетью во дворце. Она также имеет самую древнюю конструкцию, датирующуюся 15-м веком и построенную во время правления Мехмеда Завоевателя.

Султан, оруженосцы и пажи приходили сюда молиться. Мечеть расположена по диагонали двора, чтобы обратиться лицом к Мекке. Она находится во дворе Эндерун рядом с Павильоном Священной мантии со стороны Золотого рога. Её основная часть покрывает большой свод, возведённый в 18-м веке. По обеим сторонам мечети находятся два узких пространства. В части здания, обращённой к Павильону Священной мантии, установлен алтарь (mihrab). А та часть, которая обращена в противоположную от павильона сторону, служит как молитвенное место для оруженосцев из армейского общежития, для служащих кладовой и сокровищницы. Три окна в задней части большой части помещения выходят в Гарем, где молятся Султаны, а также жены и матери повелителя.

Стены мечети Агалар покрыты плиткой 17-го века. Самыми интересными экземплярами являются плитки, покрытые арабскими письменами, содержащими подпись Арчер Мустафы. Это место предоставлялось высокопоставленным оружейникам для молитв.

Самая значимая реконструкция за всю историю этого здания из кирпича и камня была организована архитектором Мехмедом Агой. Эпиграф на внутренней части двери датируется 1722 г. по григорианскому календарю и содержит надпись “Es-Seyyid Mehmed Ağa”.

Здание использовалось в качестве склада с 1881 года и до тех пор, как было отреставрировано в 1916 г. На новой надписи, начертанной в 1928 году, закреплены основные положения о реконструкции мечети, проведенной в 1925 г.

Книги из библиотеки Ахмеда III (библиотеки Эндерун) и прочих библиотек дворца были перенесены в это строение. Таким образом, все библиотеки дворца были объединены в одну под названием «Новая библиотека дворца».

Кладовая / Продовольственная палата (KilerliKoğuşu)

Кладовая была построена по указу Мехмеда Фатиха между павильоном Завоевателя и Сокровищницей, в соответствии с планом дворца Топкапы. Начальник Продовольственной Палаты также отвечал за кухню императорского двора в целом. Пажи Продовольственной палаты должны были готовить всевозможные блюда для Султана, накрывать на стол и убирать с обеденного стола правителя, а также содержать в надлежащих условиях кухонную утварь.

Помимо приготовления различных блюд для Османского правителя, таких как пастила, сиропы, щербеты, свежие и сушёные фрукты, пажи изготавливали свечи, которые впоследствии использовались во всех павильона, покоях и мечетях дворца. Они также подготавливали лекарства для пациентов лазарета Эндерун. В апреле они собирали «апрельскую дождевую воду» и подавали её Султану, надеясь на её целебные свойства.

Общежитие при Палате Священной мантии / Хранилище для портретов Султанов

Во второй половине 19-го века после того, как колонны Тайной палаты двора Эндерун были замурованы, сама Палата Священной мантии была преобразована в Общежитие для должностных лиц имени Священной мантии. Колонны, купол и каменные стены этого здания были созданы в эпоху правления Мехмеда II (1441-1446/1451-1481 гг.). В настоящее время палата используется в качестве хранилища для коллекции портретов Султанов.

Четвертый двор дворца Топкапы

Следующие ворота открывают возможность попасть в султанский сад, где правитель проводил много времени, это было его интимное пространство, так как султан мог побыть здесь наедине с собой. В этом дворе находится мечеть Софа, комната, где производили обрезания. Отсюда открываются великолепные виды на Золотой Рог, Босфор и Мраморное море.

На территории четвёртого двора расположен сад Тулип и терраса, получившая название Софа-и Хюмайун (Sofa-iHümâyûn) или Мраморная Терраса. Мраморная терраса была расширена в направлении к Золотому Рогу с помощью добавлений новых павильонов в первой половине 17-го века в период правления Мурада IV (1623-1640 гг.) и Ибрагима (1640-1648 гг.). Арочные конструкции Мраморной Софы были воздвигнуты в 1916 году.

Выполненный из дерева Павильон Софы, использовавшийся Султанами в качестве личного павильона, и Каменная Башня (Hekimbaşı Kulesi), использовавшаяся как жилище и лаборатория главного лекаря правителя и расположенная в саду Тулип (Lâla), полностью сохранились и в данный момент находятся в отличном состоянии.

Сад Тулип

В саду Тулип было множество различных виноградников, фруктовых деревьев (в том числе и апельсиновых и лимонных), огромное количество всевозможных цветников, заполненных розами, тюльпанами, гиацинтами, гвоздиками и жасмином. В этом саду с видом на Мраморное море также находится Киоск Медицины, известный также как Павильон Султана Абдул-Меджида, который был построен в 1840 г. в стиле ампир и ставший последним значимым добавлением в устройство дворца, а также Гардеробная (EsvapOdası) и Мечеть Софы (Sofa Camii).

Сад Тулип соединён с парком Гюльхане, в настоящий момент являющимся общественной зоной отдыха, и с Императорским садом роз, воротами Mabeyn. Эти врата спроектированы известным Османским архитектором Саркисом Бальяном. Он также спроектировал упоминавшийся ранее Киоск Медицины.

Зал Обрезания

Зал Обрезания (SünnetOdası) был построен во время правления Сулеймана Великолепного. Он расположен на наиболее впечатляющем участке двора, откуда открывается вид на район города под названием Галата. Изначально это место задумывалось как летний павильон(Yazlık Oda). Однако его стали использовать в качестве Зала, где проходила церемония обрезания принцев-сыновей Ахмеда III (1703 -1730 гг.) (обрезание – это религиозная мусульманская традиция, символизирующая чистоту и непорочность).

В задней части с единственным залом, имеющим планировку в форме квадрата, находится маленькая кухня. Фасад здания, покрытый плиткой голубого и белого оттенков, является работой известного монументалиста 16-го века Шаха Кулу. Здание было перестроено в 1640 г. по указу Ибрагима (1640-1648 гг.) во время реконструкции террасы.

Ереванский павильон

Ереванский павильон был построен в 1635 г. по указу Мурада IV (1623-1640 гг.) как дань памяти завоеванию Еревана на части земли, освободившейся за счёт уменьшения размера пруда, существовавшего во дворе Софа-и Хюмайун со времен правления Мехмеда Завоевателя (1451-1481 гг.). Он был сконструирован Главным архитектором того периода Кока Касим Агой. Конструкция здания павильона имеет форму восьмиугольника.

В 1733 году в эпоху правления Махмуда I (1730-1754 гг.) в кабинетах Ереванского павильона хранились некоторые особо ценные экземпляры из коллекции книг дворцовой библиотеки. Поздние книги из личной коллекции Османа III (1754-1757 гг.) и Мустафы III (1757-1774 гг.) также были включены коллекцию Библиотеки дворца-музея Топкапы.

Ереванский павильон также получил название sarıkodası (Зал Тюрбанов), так как по некоторым данным тут хранились священные реликвии из Павильона Священной мантии во время традиционной уборки перед церемонией восхождения Султанов на трон.

Багдадский павильон

Багдадский павильон (BağdadKöşkü) находится в правой части Мраморной террасы. Он был воздвигнут в 1639 году в честь покорения великого Багдада Султаном Мурадом IV (1623 – 1640 гг.). Главным архитектором был Кока Касим Агой.

По всему фасаду начертаны письмена из Корана белыми буквами CelîSülüs (арабский стиль написания с использованием только заглавных букв) на голубом фоне. А над входом начертано двустишие на персидском языке.

Книги, дарованные Абдул-Ахмидом I (1774-1789) и Селимом I (1780-1807), были размещены в кабинетах павильона, деревянные двери которых были декорированы перламутром, черепаховой скорлупой и слоновой костью. Книги из коллекции Библиотеки Багдадского павильона были соединены с основной библиотекой дворца Топкапы после того, как он начал функционировать в качестве музея. Маленькая кухня в задней части здания использовалась для подачи кофе посетителям павильона.

Павильон Ифтарийе

Позолоченный Павильон Ифтарийе, также известный как Киоск Ифтарийе (İftariyeKöşkü), был возведён по указу Ибрагима (1640-1648 гг.). Из-за своего расположения этот павильон возвышается над садами дворца Топкапы, Золотым Рогом и Галатской Башней, благодаря чему с места, где он установлен, открывается великолепный вид на окрестности.

Султаны часто приходили сюда поужинать и встретить закат под крышей этого павильона во время месяца Рамадана. В некоторых источниках его называют «Лунным местом», где правители принимали поздравления от жителей двора Эндерун во время праздника Байрама (последнего дня в месяце Рамадан) и наблюдали отсюда за различными спортивными мероприятиями.

Павильон Софы также получил название Павильона Кара Мустафа Паша или MerdivenbaşıKasrı. Он был построен в период правления Мехмеда IV (1648-1687 гг.). Его конструкция, состоящая из двух раздельных частей, называлась Зал Диван (Divanhane) или Комната Щербет (ŞerbetOdası). Такие названия она получила благодаря серии реконструкций, проведённых в эпохи правления Ахмеда III (1703-1730 гг.) и Махмуда (1730-1754 гг.).

Павильон, откуда султаны наблюдали за спортивными мероприятиями, принимали гостей и вели беседы, был построен пажами двора Эндерун. На протяжении всего времени его существования было проведено несколько реконструкционных работ. В настоящее время он является первым зданием в истории, выполненным в стиле «Турецкое рококо».

Мечеть Софы

Первоначально на месте, где сейчас стоит Мечеть Софы, располагался Теневой Киоск или Киоск Мечников (SilahdarağaKöşkü), построенный по указу Мехмеда Завоевателя в то время, когда впервые был воздвигнут дворец Топкапы. По данным из некоторых источников, Мечеть Софы (Sofa Camii) была возведена вместе с корпусом, прозванным Софа Ocağı, во время правления Сулеймана Великолепного.

В 1809 году по указу Махмуда II Киоск Мечников был разрушен, а на его месте была воздвигнута маленькая мечеть Софа (Sofa Mescit). В 1859 году во время реконструкции Павильона Медицины и Павильона Мечника по указу Абдул-Меджида маленькая мечеть Софа была разрушена и перестроена в Мечеть-террасу Софы, сохранившуюся и по сей день. Из начертанного на ней эпиграфа видно, что мечеть была построена для того, чтобы в ней молились служащие Палаты Казначейства и Сокровищницы.

Павильон Медицины

Павильон медицины является наиболее современным зданием во всём дворце Топкапы. Он был спроектирован архитектором Саркисом Балаяном, спроектировавшим также и дворец Долмабахче, по указу Султана Абдул-Меджида в 1859 году. Изначально он назывался Новым Киоском, но впоследствии был переименован в Киоск Медицины.

Он был спроектирован по подобию Теневого Киоска и Киоска Лучников, датирующихся 15-м веком. А некоторые части здания относятся к Византийской эпохе. Во время периода в истории, когда Султаны жили во дворцах Долмабахче и Йылдыз, они посещали дворец Топкапы только на короткий срок для участия в церемонии восхождения на трон (Cülus) или для нанесения традиционного визита Священной мантии. В этих случаях они обычно останавливались в Павильоне Медицины.

Башня Главного преподавателя (BaşLalaKulesi), также известная как Павильон Главного лекаря Султана (HekimbaşıOdası) была возведена для того, чтобы Мехмед II (Завоеватель) мог осматривать окрестности с её вершины.

Это строение было своего рода дворцовой аптекой, названное так в честь главных дворцовых лекарей, офтальмологов и хирургов, чья численность достигала 60-70 человек. Они принадлежали к Османской государственной системе под названием “Bîrûn” (в противоположность к понятию Enderûn, что значит внутренний, Bîrûn значит внешний).

Термин Bîrûn использовался для того, чтобы обозначить группу государственных служащих, которые работали не только во внутренней части дворца, но также и во внешней части, за пределами личных покоев Султана. В дополнение к Палате главного лекаря во дворе также находились две дополнительные аптеки и пять госпиталей, один из которых выделялся специально для нужд Гарема.

Султан, а также все жители Гарема и внутреннего двора Эндерун лечились группой лекарей, окулистов и хирургов, находившейся под ответственностью Главного Лекаря. Микстуры и лекарства, которые прописывались пациентам, изготавливались медицинскими работниками под предводительством Главного Лекаря. Эти особые микстуры сначала приготавливались, а затем разливались по специальным склянкам, флаконам и бутылочкам.

Абдулхак Молла, который служил во время правления Абдул-Меджида (1839-1861 гг.), был последним Главным Лекарем дворца Топкапы. После того, как Топкапы перестал быть местом жительства Османских Султанов, Павильон Главного лекаря стали использовать в качестве музыкальной комнаты, а позже в качестве оружейной мастерской. В начале 20-го века отреставрированное здание Павильона Главного лекаря использовали для хранения медицинских и фармацевтических материалов.

Гардеробная представляет собой место во дворце, где хранилась вся одежда и драгоценности Султанов со времён правления Мехмеда Фатиха. Задача надлежащего хранения одежды и драгоценностей в ранний период истории лежала на Мастере Муслина (DülbentAğası). В более поздние периоды истории эта функция выполнялась Начальником хранилища одежды (Esvabcıbaşı) и его служащими.

Сокровища Топкапы

На протяжении многих веков турецкие султаны собирали различные раритеты и драгоценности. Попадали они к ним в руки разными путями: как трофей после удачных военных походов, в качестве подарков от других государей, как конфискованная вещь у врагов султана, в результате покупки или обмена. Со временем скопилось огромное количество этих вещей, которые выставлены на всеобщее обозрение в летнем дворце султана Мехмеда II. С самыми знаменитыми из этих вещей связаны легенды и жуткие истории.

  • Кинжал Топкапы. По приказу Махмуда I он был изготовлен в подарок иранскому шаху. Послы с этим подарком отправились к шаху, но по пути узнали, что он умер, и вернулись назад. Так кинжал оказался в сокровищнице. С этого времени он стал служить орудием убийств братьев-соперников правящего султана. Не один десяток был им лишен жизни, а часы, встроенные в рукоять, показывали время убийства.
  • «Кашикчи», алмаз ложечника. Крупный бриллиант, который обрамлен еще 49 маленькими бриллиантами. По одному из преданий один бедняк нашел этот камень в куче мусора. Не зная его истинную цену, он обменял его у ювелира на три ложки, а ювелир, ища благосклонности, подарил алмаз султану. По другой версии, алмаз приобрел в Индии французский офицер. Во Франции он его продал, потом его еще не раз перепродавали, пока он не оказался в руках матери Наполеона, а она его выставила на аукцион. Великий визирь Али-паша впоследствии приобрел бриллиант. Визиря султан Махмуд II обвинил в измене и алмаз у него отобрал, так он оказался в сокровищнице.
  • В зале выставлено несколько тронов. Один из них выкован из чистого золота и принадлежал иранскому шаху Исмаилу. Трон был вывезен из Персии во время похода в качестве трофея султаном Селимом I. Еще один трон из сандалового дерева, обильно инкрустированный золотом, принадлежал Селиму III. Здесь также находится трон «Байрам», изготовленный из золота. Он использовался во время церемонии вступления султанов на престол.
  • Помимо драгоценностей в Топкапы хранятся главные мусульманские святыни. Знамя Пророка Мухаммеда (длина больше 3 м). Его привез из своего удачного египетского похода султан Селим I. Кроме знамени здесь находится священная мантия Мухаммеда, его два меча и лук в золотом чехле. Здесь же находится письмо Пророка к правителю Мукавкаса, личная печать, волосы из бороды и отпечаток ноги на камне.
  • Кроме мусульманских святынь в сокровищнице находится и множество христианских реликвий, попавших сюда после завоевания Константинополя. Фрагменты черепа святого апостола Петра, рука св. Иоанна Предтечи и многочисленные ковчеги с частицами мощей святых. Среди религиозных реликвий есть оловянная кастрюля Авраама.

Экскурсии во дворец Топкапы

Для того чтобы осмотреть всё понадобится весь день. Это надо учитывать, отправляясь в Топкапы. Но любой такой осмотр будет не так интересен без рассказа экскурсовода. Его услуги можно заказать или по электронной почте или же в самом музее. Работа гида оплачивается отдельно от стоимости самого билета.

  • Детям до 12 лет предоставляется скидка 50%, а тем, кому еще нет 9 лет вообще бесплатно.
  • Цена экскурсии будет зависеть от количества людей в группе, если это 10 человек то около 220 долларов, если 1 или 2 человека, то 150 долларов.

Продолжительность экскурсии до 3 часов. Гиды работают во все дни кроме одного – вторника.

Музей работает всю неделю, кроме вторника. Также надо знать, что в государственные и религиозные праздники музей начинает работать после обеда.

Часы работы дворца Топкапы

  • Зимний сезон: с 30 октября по 15 апреля. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 16:45

ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 16:00

  • Летний сезон: с 15 апреля по 30 октября. Музей, Гарем и церковь св.Ирины можно посетить с 9:00 до 18:45

ВНИМАНИЕ: билетные киоски закрываются в 18:00

Стоимость билета в Топкапы:

  • Детям до 12 лет - вход бесплатный (за исключением гарема, его бесплатно могут посетить дети до 6 лет).
  • Взрослый билет - 10 евро (в стоимость не входит посещение Гарема)
  • Входной билет в Гарем - 6 евро
  • Входной билет в церковь св.Ирины - 5 евро

Стоит помнить, что недостаточно купить только один билет, чтобы посетить все места Топкапы: вход в гарем и в церковь св. Ирины за отдельную плату. Дворец посещать лучше всего в тёплое время года, так как зимой он не отапливается, и пробыть весь день на холоде, осматривая достопримечательность, не так уж и комфортно.

Вход для людей с ограниченными возможностями

  • Вход бесплатный для всех инвалидов и одного сопровождающего.
  • Некоторые секции и места дворца недоступны для пользователей инвалидных колясок из-за лестниц.
  • Во время вашего визита, если вам нужна инвалидная коляска, вы можете обратиться на информационный стол у входа в музей.

Недоступные разделы:

  • Зал Императорского Совета или Куполообразная палата
  • Портреты османских султанов
  • Комната для обрезания, киоск Кока Мустафа Паша, киоск Реван и киоск Багдад
  • Библиотека султана Ахмета III. или библиотека Эндерун
  • Зал Аудиенций

Доступные разделы:

  • Оружие и доспехи
  • Двор во дворце
  • Коллекция Императорского гардероба
  • Комнаты Казначейства / Фатих Павильон
  • Священные реликвии
  • Гарем
  • Уборная

Для гостей с ограниченными возможностями есть туалет во дворце. Этот туалет можно найти возле вторых ворот (Ворота приветствия) в правом углу во втором дворе дворца.

Запрещено:

  • Запрещается фотографирование внутри выставочных залов
  • Запрещается входить в музейные секции с детскими колясками. Пожалуйста, не забывайте это правило, прежде чем покупать билет.
  • Запрещается вход в отдел священных реликвий в шортах, мини-юбках, майках.
  • Для использования штатива при съемках необходимо разрешение.

Кафе и рестораны:

Первый двор:

  • Ресторан «Каракол» (ресторан)

Второй внутренний двор:

  • Кафе BKG Museum (Кафе — Закуски)

Четвертый двор:

  • Ресторан Konyalı

Магазины на территории

Во дворце Топкапы есть несколько книжных магазинов. Они предлагают широкий спектр руководств, книг и художественных книг, а также предметы искусства, реплики и товары, связанные с временными выставками.

Посетители найдут здесь путеводитель по музею и сувениры.

В музее есть три музейных магазина. Один из них расположен в первом дворе дворца и чтобы попасть в него не нужно покупать входной билет, остальные находятся во втором и третьем дворе дворца.


Как добраться до дворца Топкапы

От аэропорта имени Ататюрка:

Из здания аэропорта вы можете спуститься в метро (находится прямо под аэропортом). На метро доезжаете по линии М1 до станции Аксарай. Далее выходите из метро и едете на трамвае до остановки Султанахмет (трамвайная остановка находится сразу при выходе из метро). От остановки Султанахмет до дворца Топкапы можно дойти пешком. Нужно лишь пройти музей Айя-София и ванны Хюррем-султан.

По морю:

Ближайшая портовая станция к дворцу-музею Топкапы называется Сиркеджи (Sirkeci). От станции Сиркеджи вы выходите к зданию Муниципалитета Стамбула. Оттуда вам нужно дойти до входа в парк Гюльхане, а дальше просто идите по указателям с надписью «дворец-музей Топкапы».

Дворец Топкапы столетиями был центром великой империи и является одним и самых крупных дворцовых комплексов в мире, вмещавший в себя все необходимое для жизни и деятельности турецкого султана и его окружения. Здесь сосредоточены сокровища столетиями собираемые султанами, которые теперь выставлены на всеобщее обозрение.

Величественный, монументальный и роскошный султанский дворец «Топкапы» (Топ Капы) в Турции, словно магнит притягивает туристов со всего света.

Зайдя туда, вы окунетесь в мир, где когда-то жили и правили двадцать пять турецких султанов. На путешествие по дворцу лучше выделить целый день. Посмотреть «наскоком» все не получится.

Поэтому прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по дворцу, советуем прочитать нашу статью дабы ничего не упустить из виду.

Вконтакте

История дворца Топкапы в Стамбуле

Четыре десятилетия сердцем Османской империи был «Топ капы», Турция, дворец (фото гарема в нашей статье чуть ниже) приказал построить султан Мехмед. Это случилось в 70-х годах 15 века, но после этого султанский дворец Топкапы постоянно «рос» и менялся. Изначально были построены несколько мечетей, монетный двор, больницы и пекарня.

В первые пятьдесят лет «Топ Капы» был лишь рабочей резиденцией. Султанские жены жили в гареме вне дворца Топкапы. Гарем на территории был построен лишь при султане Сулеймане I. Одна из его наложниц, Роксолана, желая находиться ближе к мужу, «подтолкнула» султана к масштабной перестройке дворца.

Почти до конца 19 века турецкие султаны жили во дворце. И только Абдул-Меджид I, в 1854 году решился на переезд в новый дворец Долмабахче. С приходом к власти первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, в 1923 году Топкапы стал музеем, который каждый день теперь посещают сотни туристов.

С турецкого языка название Топкапы переводится как «пушечные ворота». Это имя резиденции султанов было дано не случайно. Первое, на что падает взгляд всех посетителей, это величественные ворота, открывающие доступ к сердцу замка. Когда султан въезжал во дворец или выезжал из него, раздавался пушечный выстрел. Есть еще в Турции , которые достойны вашего внимания.

Словно маленький город в Турции, дворец Топкапы в Стамбуле, фото, которого поражают своим богатством и красотой, был оснащен всем необходимым для жизни. Он настолько огромен (его площадь больше 170 гектаров), что здесь было все от мечетей и рабочих кабинетов султанов, до больниц и казарм янычар.

Население Стамбула увеличивается с каждым днем в несколько раз, так что скоро страна может стать лидером по численности. Жми сюда , и узнай с чего же все началось.

Возможно вас так же заинтересует такая достопримечательность, как дворец Султана Сулеймана в Стамбуле, более подробно о котором вы можете узнать .

Территория поделена на четыре двора. Попасть в каждый из них можно так же через монументальные ворота. Пройдя через главные ворота, вы увидите огромный фонтан, который был построен по приказу падишаха Ахмеда III, в 1728 году.

Дальше, через «Блистательные врата» вы попадете в первый двор. Здесь можно увидеть управление жандарм, различные жилые помещения, а так же развалины хлебопекарни. Обязательно стоит посетить «Археологический музей» Стамбула и здание монетного двора. На территории первого двора находится церковь .

Чтобы попасть во второй двор, вам нужно будет пройти через еще одни ворота, именуемые «Баб- и Селям». Здесь есть и великолепный сад с кипарисами и башня, которая некогда служила тюрьмой для осужденных высокопоставленных особ.

Особый интерес для туристов представляют «Дворцовые кухни». Здесь готовилась пища для султанов, и работала почти четверть всего дворцового персонала. Сегодня в залах кухонь можно увидеть редчайшую коллекцию фарфора. Самые старые экспонаты датируются седьмым веком, это посуда династии Танг. Самые ценные — изделия из белого фарфора.

В дворце Топкапы в Стамбуле представлена одна из крупнейших в мире коллекций оружия. Тем, кому будет интересно, советуем взглянуть и на коллекции исламских фресок и рукописей.

Экспозиция драгоценностей и ювелирных украшений действительно уникальна. Золотые подсвечники, кальяны, роскошные шкатулки из слоновой кости, а так же знаменитый «Алмаз Кашикчи» – вот лишь маленькая часть из того, что вы сможете увидеть в комплексе внутренней казны.

Не лишним будет взглянуть и на коллекцию султанских кафтанов. Одежда и шелковые молитвенные ковры — действительно настоящие произведения искусства.

Отдельного внимания заслуживает Гарем. Высокая стена, которой он окружен, раньше скрывала наложниц от взглядов посторонних. Здесь было все для комфортной жизни султанских жен: две мечети, турецкие бани, кухни и даже бассейн. Посетители смогут увидеть коллекции роскошных украшений и одежд, и прогуляться возле фонтанов. Стамбул поражает великолепными многочисленными , . Хочется посмотреть все достопримечательности, в этом вам поможет .

Мы собрали наиболее интересные и значимые места во дворце Топкапы, фото всех комнат Стамбульского дворца вы найдете в нашей подборке.















Контакты

Дворец Топкапы – уникальный архитектурный памятник Стамбула, которому насчитывается более 5 столетий. Исторический комплекс раскинулся на живописном мысе Сарайбурну (в переводе с турецкого «дворцовый мыс»), в месте, где знаменитый пролив Босфор соединяется с Мраморным морем. Некогда главная резиденция османских правителей сегодня преобразована в музей, который входит в топ самых посещаемых достопримечательностей мегаполиса.

Дворец Топкапы в Стамбуле занимает невероятную площадь в 700 тысяч кв. метров, что делает его одним из самых крупных музеев в мире. В состав комплекса входит четыре двора, в каждом из которых располагаются свои уникальные достопримечательности. Из-за таких масштабов строения дворец часто называют отдельным городом внутри Стамбула.



В залах замка представлено на обозрение не менее 65 тысяч экспонатов, что составляет лишь десятую часть от общей дворцовой коллекции. А само убранство музея пестрит искусными мозаиками, росписями, мрамором и элементами из золота. Если вы все еще не можете решиться посетить это место, то представляем вашему вниманию нашу подробную статью о дворце Топкапы в Стамбуле с фото и описанием, которая полностью развеет все ваши сомнения.

Краткая история


Мехмед Завоеватель

Султанский дворец Топкапы начали возводить в 1463 году при правлении Мехмеда Завоевателя — прославленного османского падишаха, которому удалось подчинить неприступный Константинополь. Местом для будущей знатной резиденции послужил мыс Сарайбурну, где когда-то возвышался византийский императорский замок, но к 15 веку он был практически разрушен, и от него осталась лишь церковь Святой Ирины.

Изначально дворец использовался султанами для проведения официальных заседаний и приема иностранных гостей. Женщины и дети в тот период на территории резиденции не проживали. Но уже в 16 веке во времена правления Сулеймана I Великолепного замок претерпел большие изменения. По просьбе своей жены Роксоланы (Хюррем), которая хотела жить как можно ближе к мужу, падишах отдает приказ перенести гарем в дворец Топкапы.


Вплоть до середины 19 века сооружение служило официальным местопребыванием османских правителей. Все изменилось в 1842 году, когда султан Абдул Мержид I, удрученный средневековыми интерьерами Топкапы, распорядился построить новый замок в стиле барокко, способный конкурировать с именитыми европейскими дворцами. , ее строительство было завершено в 1853 году, и именно тогда Топкапы утратил свое былое значение.

После падения Османской империи президент Ататюрк присваивает Топкапы статус музея (1924 год). И сегодня этот исторический комплекс ежегодно посещает около 2 миллионов туристов, что делает его самой популярной достопримечательностью Стамбула и вторым по посещаемости музеем в Турции (1-е место у ).

Структура дворца

По фото дворца Топкапы в Стамбуле сложно понять, насколько масштабно это строение: ведь замок состоит из четырех крупных дворов, в каждом из которых представлены свои знаковые объекты.


Это самая крупная секция из четырех, именуемая Двором Янычар. Одной из наиболее примечательных достопримечательностей данной части замка выступают Императорские ворота, через которые когда-то въезжали в резиденцию великие турецкие султаны. И именно отсюда османские падишахи выходили на пятничную молитву в Айя Софью (подробно о соборе читайте .). Сегодня же любой путешественник имеет возможность пройти через некогда знатные ворота. Их двери полностью состоят из мрамора, а фасад украшают золотистые надписи на арабском языке.



Здесь султаны устраивали различные празднества, а также проводили церемонии пятничных намазов. Интересно, что только эта часть дворца была открыта для других посетителей: аудиенции падишаха тут ожидали иностранные послы и высокопоставленные государственные деятели. А особо важным гостям даже позволялось въезжать внутрь верхом на коне.



Церковь Святой Ирины

Еще одним примечательным объектом стала церковь Святой Ирины 532 года, которая считается одним из первых христианских храмов, дошедших до наших дней. После того как османы захватили Константинополь, они не стали разрушать святыню, а превратили ее в склад для оружия. В последующие столетия церковь успела побывать археологическим, императорским и военным музеем, но в итоге из нее были вывезены все экспонаты, и у ученых появилась возможность произвести полноценное исследование византийской базилики и выявить ее большую историческую ценность. Сегодня храм служит концертной площадкой.

Второй двор встречает гостей дворца вратами Приветствия, выстроенными в классическом османском стиле, украшенными арочным сводом и двумя башнями европейского образца. Над аркой красуются черные панно с золочеными надписями на арабском языке. Ворота Приветствия ведут в центральную часть комплекса и сегодня выступают главным входом во дворец для туристов.



Зайдя внутрь, путешественник сразу обратит внимание на Здание Совета с возвышающейся над ним Башней Правосудия. При правлении Сулеймана I палата из простой деревянной постройки преобразилась в сооружение, декорированное колоннами, арками, позолоченными решетками и барельефами. В заседании Дивана принимали участие визири, но сам османский падишах в зале отсутствовал. Султан следил за советом из Башни Правосудия, и если он был не согласен с решением чиновников, то закрывал окно, тем самым прерывая собрание и созывая к себе всех министров.



Также здесь стоит обратить внимание на восьмикупольное здание Внешнего Казначейства, которое функционировало вплоть до середины 19 столетия. Сегодня оно служит галереей, где экспонируются различные виды оружия. Кроме того в данной части Топкапы расположились строения для придворной прислуги, конюшни султана, хамам и мечеть.



Отдельного внимания заслуживают Дворцовые кухни невероятных размеров, включающие в себя 10 секций, где готовились блюда не только для султана и обитательниц гарема, но и для высокопоставленных чиновников. Сегодня в стенах бывшей кухни на обозрение посетителей выставлены предметы быта и обихода дворцовых поваров и посуда, в которой подавались кушанья султанам и прочей знати.



В этой же части замка находится вход в знаменитый султанский гарем, который в наши дни превратился в отдельный музей. Некогда гарем состоял из четырех секций: первая отводилась евнухам, вторая – наложницам, третья – матери падишаха, а четвертая – самому турецкому правителю. В общей сложности здесь насчитывается до 300 комнат, имеется несколько бань, 2 мечети и женский госпиталь. Многие комнаты достаточно малы и просты в интерьере, чего не скажешь об именитых покоях Хюррем во дворце Топкапы в Стамбуле, фото которых ежегодно притягивает сотни тысяч туристов к достопримечательности.

В третью секцию замка ведут ворота Счастья, или, как их часто именуют, Врата Блаженства, построенные в стиле османского барокко и украшенные деревянным куполом и четырьмя мраморными колоннами. Проход открывает двери к самому внутреннему двору комплекса, где расположились бывшие личные покои падишаха. Проходить через эти ворота мог только султан, а если кто-то пытался проникнуть внутрь без разрешения, то такой поступок расценивался как измена государю. Врата строго охранялись главным евнухом и его подчиненными.


Сразу за вратами Счастья раскинулся Тронный зал, где султан вел свои государственные дела и принимал иностранных послов. Примечательно, что в строении имеется сразу две двери: одна была предназначена исключительно для падишаха, вторая – для всех остальных посетителей. Убранство здания включает разнообразные узоры в виде цветов, отделку из самоцветов, мраморные колонны и позолоченные решетки.

В самом центре третьего двора находится Библиотека, которая предназначалась для учеников дворцовой школы. Это живописное здание, окруженное фонтанами и зеленеющими миниатюрными садами, увенчано купольной крышей, арочными проемами с колоннами из мрамора. А в ее внутреннем интерьере доминирует отделка из керамики. Сегодня в Библиотеке экспонируются книги из личных коллекций именитых султанов.



Также из сооружений третьей секции отдельно стоит упомянуть Сокровищницу, считающуюся одной из старейших построек в Топкапы, Палату сокровищ, некогда ответственную за сохранность всех драгоценностей султана, и Тайный павильон, выступавший личным особняком турецких правителей. Можно отметить и самую крупную дворцовую мечеть Агалар, куда приходил молиться падишах со своими пажами и оруженосцами.

Именно отсюда просматриваются самые живописные пейзажи в замке, поэтому это идеальное место для фото в дворце Топкапы. Здесь раскинулся сад Тулип, место, где султаны любили уединяться и погружаться в свои думы. Сад пестрит яркими красками из благоухающих цветов, фруктовых деревьев и виноградников. Неподалеку раскинулась Мраморная терраса, откуда открывается невероятная панорама на Босфор и Мраморное море, а также на залив Золотой Рог. О других местах города с панорамным видом читайте в .



Среди примечательных объектов этой части выделяются Ереванский и Багдадский павильоны, Колонный зал, Павильон обрезания и мечеть Софы. Все здания сохранились в хорошем состоянии, а их интерьер, представленный классическим османским стилем, еще раз подчеркивает искусность турецких зодчих.



Практическая информация

Если вы ищите сведения о том, где находится дворец Топкапы в Стамбуле, то сообщаем вам его точный адрес: Cankurtaran Mh., 34122 Fatih/İstanbul.

Время работы: музей открыт ежедневно кроме вторников. В зимний сезон, с 30 октября по 15 апреля, учреждение функционирует по укороченному графику с 09:00 до 16:45. Купить билеты можно до 16:00. В летний период, с 15 апреля по 30 октября, дворец доступен с 09:00 до 18:45. Кассы открыты до 18:00.



Стоимость: на сентябрь 2018 года цена за вход в музей Топкапы составляет 40 tl. Для посещения гарема необходимо приобрести дополнительный билет стоимостью 25 tl. Вход в церковь Святой Ирины тоже оплачивается отдельно – 20 tl за персону. Обращаем ваше внимание, что с 1 октября 2018 года турецкие чиновники повышают цены на входные билеты в более полусотне музеев. Вход в Топкапы также подорожает и составит 60 tl.

Официальный сайт: topkapisarayi.gov.tr/en/visit-information.

Особого плана посещения достопримечательностей в Стамбуле у нас не было, поэтому начали мы свои экскурсии с пощади Султанахмет. Какие впечатления у нас остались после я описывала раньше. После Айя-Софьи мы немного отдохнули на лавочках парка и направились к дворцовому комплексу Топкапы, который находится тут же, справа и немного глубже от центрального входа в собор. Да, мы немного устали от эмоций после посещения Святой Софии. Однако, придя на площадь перед входом во дворец Топкапы, снова были поражены – султанский фонтан, выполненный в лучших традициях исламской архитектуры (ажурный, легкий, богато украшенный), вид со стороны вблизи на Айя-Софью и ее два минарета, шикарные главные ворота, широчайшая крепостная стена – все очень монументально, парадно, интересно.

Площадь перед дворцом Топкапы Мы на фоне парадных ворот Вот такая стена окружает дворцовый комплекс

Время работы и первый двор дворца Топкапы

Вход во дворец Топкапы, вернее через главные ворота в первый двор, свободный, только на входе стоят вооруженные солдаты, впрочем, как и внутри. При этом вид из парка на Босфор и азиатскую сторону Стамбула открывается просто изумительный.

Время посещения музея, как всегда, отличается в зависимости от сезона. В летний период (с середины апреля по середину октября) дворец Топкапы открыт с 9.00 до 18.45, а кассы работают до 18.00. В зимний период музей открыт до 16.45, а кассы — до 16.00. Выходной — вторник. На целый день музей закрыт только один день в году — на День памяти Ататюрка. А в первый день праздника Рамадан и Ураза-Байрам попасть в него можно с 13.00 до 19.00.

Для тех, кто ничего не знает о дворце Топкапы

Если вы путешествуете самостоятельно и вам не хочется переплачивать за услуги экскурсовода, то перед посещением Топкапы необходимо подковаться по поводу его значимости, структуры и достопримечательностей, чтобы было понятно, куда смотреть и на что обращать внимание.

Дворец Топкапы структурно состоит из нескольких дворов, так как, по сути, это было не просто место жительства султана и его семьи, а административный, культурный, финансовый центр всей Османской империи. План дворцового комплекса хорошо представлен на официальном сайте музея Топкапы. В первый двор можно было попасть через Императорские ворота (Баб-и-Хумаюн). В нем сосредотачивались хозяйственные, служебные помещения — больница дворца, пекарня, мастерские, химическая лаборатория (!). Во второй двор дворца могло попасть уже меньшее количество посетителей через Ворота Приветствий (Баб-ус-Селям). В нем находился вход в гарем, здание, где заседал диван, Башня Справедливости (султан мог не присутствовать на заседаниях дивана, а слушать его через специальный проход из башни), казна, дворцовые кухни (их трубы сразу видны с моря). В третий двор вели Ворота Счастья (Баб-ус-Сааде), сразу за которыми располагался зал аудиенций, в котором султан принимал особо важных гостей. Этот двор иначе назывался внутренним или «эндерун», так как в него выходили покои султана. В нем находилась также сокровищница, школа для будущей знати, обсерватория. В четвертом дворе (самом новом) был разбит красивый парк и построены павильоны, в которых отдыхал султан с семьей и приближенными.

Дворец Топкапы был заложен не сразу же после завоевания султаном Мехметом Константинополя, а только в 1475 году на месте старого императорского дворца. До этого правители империи жили во дворце на сегодняшней площади Баязида, от которого ничего не сохранилось. А их гарем располагался около Святой Софии на территории будущего комплекса Топкапы (сейчас это Изразцовый павильон). Довольно долго женщины султана и он сам жили раздельно и только в начале 16 века была проведена масштабная реконструкция дворца Топкапы и построен новый гаремный комплекс, в котором были женская половина и мужская, однако теперь они были рядом.

Официальной резиденцией султанов дворец Топкапы оставался вплоть до середины 19 века, пока султанская семья не переехала во дворец Чираган, а затем в Долмабахче.

Исследуем Дворец Топкапы: покои Валиде, жен и наложниц султанов

Посмотрев турецкий сериал «Великолепный век», ожидаешь от гарема в султанском дворце чего-то более масштабного, ведь Топкапы — самый большой дворцовый комплекс того времени. Однако его размеры, обстановка и убранство существенно скромнее, чем представлено в сериале. Может быть, реставрация, которая идет активными темпами, это исправит, но она же не расширит коридоры и не увеличит комнаты гарема, и не добавит в них света. Как там умещалось до 1000 женщин, я себе не представляю.

Итак, вход в гарем дворца Топкапы начинается с помещений для евнухов. Я бы сказала, что они больше похожи на кельи, все достаточно аскетично, хотя дворик оформлен очень приятно голубыми изразцами, там прохладно и приятно находится после разжаренного солнцем города. Затем ты попадаешь во внутренние коридоры гарема, на входе в который стоят два шикарнейших огромных зеркала, оформленных золотом. Далее мы прошли в покои Валиде-султан (матери действующего султана), которые особой роскошью не отличаются (но может реставрация?). Для осмотра доступен гаремный хамам, выполненный традиционно в светлом мраморе. Однако, в общем, впечатление какое-то не то, что гнетущее, но не очень радостное. Все-таки девушки, в первую очередь, были рабынями и жили как рабыни, хотя не голодали и обноски не носили.

Комнат, похожих на покои султанш (в том числе и Хюррем) и любимых наложниц, которые мы все видели в сериале «Роксолана», я не заметила, но может они закрыты на реставрацию (много проходов и дверей заперто), а может, были просто художественным вымыслом.

Султанские покои дворца Топкапы

Больше роскоши и изысканности, конечно, в покоях наследников престола и самого султана. Хотя Андрей сказал, что у него сложилось впечатление, что он из одной ванной комнаты переходит в другую, более красочную))). Это все оттого, что в основном, украшены они изразцами с преобладанием синего и голубого — султанских цветов. До изобретения синтетического синего цвета его добыча была очень дорогой, поэтому позволить себе его использовать в убранстве в большом количестве могли только очень-очень богатые люди. Однако мне понравилось – замечательные росписи, яркие до сих пор цвета, тончайшая работа, к тому же прохладно, чему способствовали везде размещаемые фонтанчики. Маленький краники были расположены даже в откосах окон, чтобы охлаждался воздух, поступающий извне.

Одним из самых шикарных является помещение зала для приемов. В нем, кстати, располагался и ход в подземный коридор, по которому султан в случае опасности мог покинуть дворец Топкапы и отплыть в море.

Места прогулок и дворы дворца Топкапы

Внутренние дворы комплекса отличаются в зависимости от того, кто имел право там прогуливаться. Двор для простых наложниц гарема очень скромный. Там нет ничего особенного, он огорожен высоченной стеной, чтобы никто, кроме султана не мог увидеть девушек; султанские дворы (а их несколько) просто замечательны. В первом расположена ротонда для того, чтобы султан мог любоваться луной (там так и написано). Я тоже представила себя султаном и полюбовалась, но не луной, а открывающимся видом на вход в Золотой рог – очень красиво, стоять там можно часами.

А вот и небольшое видео о внутреннем убранстве дворцовых покоев.

Во второй дворик дворца могли попадать посетители султана – паши, иностранные вельможи, и выглядит он как парк, в котором оказалось очень приятно гулять.

Но есть еще одно место, откуда уходить не хочется вообще. Пройдя через султанские покои, которые постоянно достраивались различными павильонами, мы вышла на смотровую террасу. С нее видно подножие комплекса, уходящего вниз к крепостной стене и водам Босфора. Здесь было много туристов, которые фотографировались, сидели на перилах и в основаниях колонн, поэтому мои охи тут же затерялись в эмоциях других людей. А впечатлиться было чем – шикарнейший вид на море, в перспективе пролив, азиатский и европейский Стамбул. Жаль, что фото не передает всей масштабности и красоты этого зрелища.

Мы там провели больше всего времени. Я нескромно заняла удобное местечко и просто смотрела и смотрела на эту всю красоту. Андрей успел снять все, что хотел и еще познакомиться с украинцами (единственный раз мы встретили соотечественников именно там), обсудить с ними политическую ситуацию в стране, а мне все было мало. Хотелось отломить немного и унести с собой.

Сокровища дворца Топкапы

Порядочно уставшие мы спустились снова во внутренний двор и увидели очередь в одно из внутренних помещений. Оказалось, что люди стоят, чтобы посмотреть какие-то сокровища и это входит в стоимость билета. Я уговорила Андрея постоять и посмотреть, поскольку слово «сокровища» подействовало на меня завораживающе. И мы не пожалели! Можете поискать в интернете «сокровища Топкапы» (сделайте это прямо сейчас)). Потому что мы зашли в первый зал совсем не подготовленные, еще и наше знание английского не позволяло нормально понять, что же перед нами. Однако словосочетания «мечь Давида», «посох Моисея», «плащ Мохаммеда», «палец Мохаммеда» (если не ошибаюсь в части тела, их там было несколько) навели нас на мысль, что то, что мы видим – уникальные вещи. Я даже не подозревала, что они могли сохраниться. Одеяния Пророка и его жены (очень скромные), предметы быта, отпечаток стопы. Потом, внимание! рука Иоанна Крестителя! Я вышла из первого зала, так сказать, немного «пришибленная». Потом был второй зал – драгоценные камни, золото и изделия из них. Наиболее яркими для меня стали:

1. Ограненный алмаз Кашикчи (Ложечника) размером, чуть меньше куриного яйца — один из самых больших в мире. По легенде, он был найден бродягой в мусорной куче в руинах дворца Текфур и продан ложечнику за три ложки. Потом его купил ювелир за 10 серебрянных монет и потом он добрался до султана.

2. Шкатулка с изумрудами (для поделок султана). А самый большой в мире изумруд в мире храниться в сокровищнице.

3. Различные украшения с несметным количеством бриллиантов, изумрудов, рубинов.

4. Богато украшенный кинжал Топкапы. О нем тоже есть интересная история. Он был изготовлен в подарок для персидского падишаха. Однако когда послы султана приехали ко двору шаха, его уже свергли и необходимость в подарке отпала. Так кинжал вернулся в Топкапы и теперь украшает сокровищницу.

5. Ордена, которыми награждали султанов.

6. Золотая конская сбруя с огромным рубином и не только.

7. Несколько тронов султанов, усыпанных драгоценными камнями огромного размера и покрытые пластинами золота.

8. И так, «по мелочи» — изящные сервизы из золота, различные драгоценные шкатулки, статуэтки, механические игрушки.

Жаль, что нельзя было смотреть на это сколько хочется. Охранник (внимание, один охранник!) строго следил за тем, чтобы люди не задерживались около экспонатов и не создавалась давка. При этом выставленное – это только малая часть того, что находится в хранилищах музея! В общем, всем рекомендую посетить эту выставку. Я забыла, что устала, хочу пить и кушать.

После мы еще немного побродили по территории, однако было уже почти 6 часов вечера, и дворец Топкапы закрывался для посетителей. Хотелось еще раз туда сходить, однако по музейной карте достопримечательность можно посетить только один раз. Немного обидно, я бы еще с большим удовольствием посмотрела на сокровищницу и окунулась в атмосферу дворца Топкапы))).